Как известно, наличие закона является общественной необходимостью. Люди нуждаются в нем для сохранения самих себя, для защиты членов общества посредством поддержания безопасности в своих рядах, для установления справедливости и равенства между отдельными представителями социума.
И мудрость Всевышнего Аллаха, а так же Его милость к Его рабам с давних пор сделали необходимым то, чтобы люди поклонялись Аллаху посредством соблюдения положений религии, которые лучше, чем все, что придумали люди для себя из порядков, правил и законов.
Таким образом, было предоставлено людям то, что содержит в себе все направления и виды блага, и чего не могли бы они постичь сами, не могли бы к этому прийти своим разумом. И так повелось в обычае, что один закон называется Божественным, или Небесным, а второй – придуманным.
Что касается божественного закона, то это – комплекс приказов, запретов, наставлений и правил, которые Аллах узаконил для общества посредством выполнения Его посланником своей миссии. Из этого комплекса положений есть такие, которые призывают людей к действиям в соответствии с ними, и в которых разъясняется, какое воздаяние обещал Аллах для тех, кто подчинился, и какое наказание уготовил для тех, кто ослушался.
Придуманный закон – это свод тех правил, которые выбрал обладатель власти для общества. К этому своду правил обращаются люди и выполняют требования, изложенные в нем.
К сожалению, в наше время большинство исламских стран живут подчиняясь придуманным законам, так что стали эти законы источником решений, к которому обращаются в большинстве сфер жизни.
Причина этому – колонизация со стороны неисламских государств, которые длительное время главенствовали на землях мусульман в прошлом веке и установили на них придуманные законы, обязав население ими и заменив ими Исламский Шариат.
Подчинилась этому большая часть исламской общины, а некоторые люди даже стали думать, что Шариат неспособен разрешить новые проблемы и дать ответ по новым жизненным ситуациям.
Поэтому необходимым стало провести сравнение между Исламским Шариатом и придуманным законодательством, и объяснить, насколько велика разница между ними, чтобы сторонились мусульмане таких мыслей, сторонились этой опасности, и чтобы показать им каково настоящее положение Высокого Шариата и его превосходство во всем, что касается нужд людей.
Различий между ними множество, а самые важные из них следующие:
1. Различие с точки зрения источника
Что касается Шариата, то его источник – Творец, Свят и Велик Он. Обладатель совершенных качеств, пречистый от всякого несовершенства, от страстей и людских желаний. Он, Всевышний, объемлет все и малое и великое из дел творений, объемлет все времена – прошлое, настоящее и будущее, объемлет все места: так что не скроется от него ничто, что пожелает скрыться.
«У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании». Сура «Скот», аят 59.
И Он – Тот, Кто на самом деле знает, что полезно для созданных, и что возвысит их в этой мирской жизни и в жизни последней. Знает это категорическим, ясным знанием, в котором нет места сомнению или ошибке. Распоряжается каждой вещью, и ни кто и ни что не распоряжается Им. Поэтому Исламский Шариат имеет качества совершенства, годен в любое время и в любом месте, закреплен такой, какой есть, неизменный и не заменимый.
Источник же придуманных законов – сотворенный человек, обладатель множества недостатков. И сколько бы он не постиг из знаний, он ограничен в них даже в том, чтобы охватить ими все, что принесет пользу или вред только ему самому, не говоря уже об обществе, в котором он живет. Им управляют его страсти и желание собственной выгоды, или же выгоды для его близких.
Он находится под влиянием тех, кто вокруг него, и под влиянием различных общественных факторов, таких как обычаи, привычки, идеи его окружения; под влиянием таких факторов, как время и место; под влиянием политических, экономических и многих других условий. Результатом этого является то, что законы, которые он придумывает, полны недостатков, открыты для изменений, замены, добавлений и убавлений.
Невозможно сравнить Творца и сотворенного. Не будет это возможным у обладателей здравого ума и чистого естества.
2. Различие с точки зрения цели
Целью Исламского Шариата является становление человека в его наилучшем положении. В человеке воспитывается чистота сердца, духовная высота, совесть, ответственность. Шариат побуждает и помогает поддерживать в лучшем виде братские отношения между собой и связь со своим Творцом.
Придуманные же законы пренебрегают многими вопросами нравственности индивида и охватывают лишь сферу обязанностей человека перед обществом. А если и затронут что-либо касающееся отдельной личности самой по себе, то лишь по степени того, как определенное его дело отражается на обществе.
Как, например, распитие алкогольных напитков: это доступно и разрешено индивидам и не запрещается до тех пор, пока не идет от этого вред обществу, как если человек распивает спиртное в общественном месте. А что касается влияния спиртного на здоровье, разум, нравственность человека, то этому не придается какого-либо значения. И так же с прелюбодеянием, ростовщичеством и многими другими явлениями.
3. Различие с точки зрения расчета
Исламский Шариат рассчитывает человека за дела внутренние (как например намерение и другие дела сердца) и внешние, а так же за предварительные, то есть за то, что берется средством для достижения или совершения чего-либо другого. То есть Шариат рассчитывает за скрытое и явное.
А что касается придуманных законов, то они не касаются дел внутренних и предварительных, и рассматривают только внешние дела, которые затрагивают других. Как, например, захват имущества другого человека, или нанесение кому-либо увечий, или распространение идеологии, которая не соответствует установленным порядкам.
4. Различие с точки зрения поклонения и воздаяния
Исламский Шариат является религией, соблюдая которую, человек совершает поклонение Аллаху. И тот, кто подчинился законам Шариата, будет вознагражден за это повиновение. А кто отклонился – получит наказание за это ослушание. Основа в воздаянии за эти дела – то, что оно будет в последней, вечной жизни.
В то же время есть наказания, приводимые в исполнение в этой жизни, чтобы сдержать этим своенравные души, которые ничего не удержит от греха, кроме как если они увидят наказание своими собственными глазами. Распоряжение по исполнению наказаний входит в полномочия и обязанности правителя мусульман.
В придуманных законах воздаяние бывает только в этой жизни, и они никоим образом не относятся к поклонению.
5. Различие с точки зрения всеобщности и широты охвата
Исламский Шариат – для всего мира, и он охватывает все, в чем нуждается человек в этой мирской жизни и в жизни последней – слова, дела, убеждения и нравы. Шариат не предназначен только лишь для какого-либо определенного народа, и не предназначен только лишь для какого-либо определенного времени, и не предназначен только лишь для какой-либо определенной местности, но он годен для любого времени, любой местности и любого общества.
Придуманные законы предназначены для определенного общества и определенной местности. Невозможно признать их общими для всех обществ, по причине различий в их привычках, обычаях и нуждах. Так же эти законы ограничиваются лишь некоторыми потребностями людей, связанными с этой мирской жизнью, нет в них места заботе о жизни последней, вечной.
6. Различие с точки зрения неизменности и постоянства
Исламский Шариат закреплен и не изменяется с изменением обществ и ситуаций. Прошло уже 14 веков, изменялись общества и положения дел, а Шариат так и остался неизменным, и в то же время «свежим, мягким и сочным». И останется таким – да будет на то воля Аллаха – до тех пор, пока Аллах не завершит пребывание людей на этой земле.
Придуманные законы не закреплены, они изменяются сразу же, как только происходят изменения в обществе и нуждах этого общества, и как только сменяются те, кто эти законы устанавливает, ведь у них уже другое мышление, другие устремления, желания и страсти. И то, что сегодня разрешено, завтра уже становится запрещенным, и наоборот.
Таким образом, изменяются весы жизни, изменяется оценка добра и зла, и постоянное замешательство окутывает жизнь людей. И это то, что мы видим сегодня на примере общин, которые живут по придуманным законам.
«Музаккира фи тарих ат-ташриъ», с. 3 – 5.
Д-р Абдуррахман ибн Абдульазиз Ас-Салих
Преподаватель на факультете «Шариат» Исламского университета г. Медина