Известный французский политолог Тома Гомар дал интервью парижской газете «Либерасьон», в котором рассказал об этом русском уголовнике.
Гомар отметил, что "сегодня проблемой для Путина является не столько общественное мнение, сколько отношения с политической и экономической элитой" и проанализировал ситуацию, в которой оказалась русская властная олигархия на фоне растущего общественного протеста.
В январе во Франции выйдет в свет его новая книга «Владимир Путин, альфа-самец всея Руси».
"Можно ли говорить о начале «русской весны» по образу и подобию «весны арабской»? – задает политологу вопрос журналист Марк Семо.
(Укажем со своей стороны, что термин "русская весна" был впервые использован Кавказ-Центром. До этого англоязычная пресса применяла изначально неверный термин "славянская весна" - КЦ).
"Разумеется, события в арабском мире создали атмосферу, благоприятную для решительных действий, - считает Тома Гомар. Однако, с социологической точки зрения, российское возмущение сильно отличается от арабского.
«Манифестанты Москвы и Петербурга – это не униженная молодежь, не имеющая ни работы, ни надежды её найти в обществе, в котором закрыты все пути», - отмечает политолог. Русские демонстранты, в большинстве своем, это представители среднего класса 30-40 лет, которые получили все экономические преимущества путинских лет.
Условия их жизни улучшались в условиях подъема экономики. Правда, и они почувствовали пределы социального роста, заданные олигархической системой, - указывает французский политолог. Но больше всего этих россиян возмутил сентябрьский «фокус», связанный с запрограммированным возвращением Путина в Кремль. Последней же каплей стали грубые фальсификации на выборах парламента", - указывает Тома Гомар.
"Исчез ли страх в русском обществе?" – задает политологу вопрос газета «Либерасьон».
"Психологический барьер, несомненно, разрушен", - говорит Тома Гомар, ссылаясь на растущее число участников движения протеста. Это движение доказывает, что в России – по крайней мере, в крупных городах – политическая зрелость общества гораздо более высока, чем можно было предполагать. К тому же режим допускал общественные дискуссии в интернете. И это, по мнению политолога, позволило, например, блогеру Алексею Навальному утвердиться в качестве основного оппонента Путину.
Навального, разумеется, критикуют за связи с националистами. Но, по мнению Гомара, эти связи позволяют политику стать символом объединения самых разных идеологических сил – от либералов до коммунистов, не говоря о тех же националистах".
"Что русская власть может сделать с протестным движением?"
«Эта власть, - отмечает Тома Гомар, - оказалась неспособной выдвинуть новых политических лидеров». Единственной интригующей фигурой для французского политолога становится экс-министр финансов (крупный вор - КЦ) Кудрин. Близкий соратник Путина «с треском» ушел в отставку, отказавшись входить в будущее правительство Медведева.
Отныне Кудрин, имеющий большой кредит доверия в мире, позиционирует себя как критик власти. Правда, не заходя в своей критике слишком далеко, - указывает Тома Гомар. На митинге 24 декабря Кудрин призвал к перевыборам и диалогу власти с оппозицией для избежания «революции».
Самый непростой вопрос, который обращает к политологу газета «Либерасьон»: "не находится ли режим Путина в начале своего конца"?
"Сегодня проблемой для Путина является не столько общественное мнение, сколько отношения с политической и экономической элитой", - говорит Тома Гомар.
"В провинции, например, у Путин сохраняется высокий уровень популярности. «Но сомнения отныне возникают в самой правящей олигархии», - отмечает политолог. Олигархи задаются вопросом в способности Путина удержать в руках государственную машину. Под сомнением оказывается «непреходящий характер его власти».
«Уже никто не думает, что Путин сможет остаться на своем месте до 2024 года, даже если в марте его и изберут президентом», - говорит Тома Гомар.
"Эксперты расходятся во мнениях о способности Путина адаптироваться к открытой политической системе. Но никто не верит в либеральные реформы, предложенные на прошлой неделе президентом Медведевым. Эти обещания не успокоят недовольство".
По мнению французского политолога, единственной значимой и эффективной мерой властей могла бы стать либерализация телевидения. Но эта мера является и самой опасной для режима", - отмечает Тома Гомар. До сих пор властям в целом удавалось удерживать крупные СМИ от слишком широкого освещения протеста, который активно выражает себя в интернете.
Если ситуация со свободой слова изменится, цепная реакция может быть очень быстрой, - говорит политолог Тома Гомар в интервью «Либерасьон».
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр