Лондонская газета Financial Times опубликовала статью "Под Путиным с треском ломается лед" (The ice is cracking under Putin) о начале конца Путина, иллюстрированную следующей карикатурой на Путина.
"Мубарак. Каддафи. Путин" - смысл лозунга на субботних протестах в Москве был предельно ясен", - пишет газета, и отмечает, что то, что еще в декабре начиналось как протесты против нечестных выборов, сегодня приобретает все более определенную личную окраску: русская оппозиция активно добивается отстранения от власти действующего и будущего президента Путина.
"Политическая связь между Путиным и арабскими автократами еще более усилилась в минувшие выходные, когда Россия наложила вето на резолюцию ООН, призывавшую к смещению режима Асада", - отмечает издание.
Однако тех, кто питает надежды, что Путин в ближайшие недели повторит судьбу Мубарака и Каддафи ждет разочарование: "на предстоящих в следующем месяце президентских выборах он почти наверняка выйдет победителем".
Газету указывает:
"Тем не менее, демонстрации оппозиции кардинально изменили политическую атмосферу в России. Два месяца назад предполагалось, что страну ждет еще 12 лет правления Владимира Путина в Кремле. Сегодня конец путинской эры уже виден. Никто не говорит о "московской весне" - подобная метафора вряд ли уместна, когда на улице мороз минус двадцать.
В России после длительного периода жесткого политического контроля, трещит лед. Пленяющее чувство, что сломаны запреты, запоминает начало гласности при Михаиле Горбачеве (Кавказ-Центр еще с июня 2010 начал писать о Перестройке-2 в связи с принятием на совещании Бильдербергской группы в Испании курса на новую перестройку в России - КЦ), которая сигнализировала конец советской эпохи.
Оскорбления, сыпавшиеся на Путина из толпы в субботу - наиболее четкий признак новой атмосферы. Возможно, он говорит о большем, чем то, что происходит на аренах, которые обычно контролируются правительством.
При этом "происходящее можно определенно назвать "московской оттепелью. Путин попытался было пойти на компромисс с демонстрантами. После первых протестов в декабре он заявил, что гордится тем, что в путинской России появился средний класс, готовый постоять за себя.
На прошлой неделе в своей статье Путин также осудил "системную коррупцию" в России, выдав за свой собственный один из главных доводов недовольных участников протестов.
Однако систему, которую он осуждает, он сам и создал. Путин говорит о коррумпированности системы будто о снегопаде на улице, словно он сам тут ни при чем", - приводит Financial Times высказывание неназванного соратника русского бандглаваря.
"Вместе со сторонниками Путин утверждает, что намерен оживить и диверсифицировать российскую экономику. По идее, это должно означать укрепление законности и уменьшение вмешательства со стороны государства", - указывает газета и отмечает, что тут, однако, кроется противоречие, поскольку более слабая роль государства вкупе с верховенством закона напрямую угрожают стабильности созданной русской властью системы".
Financial Times и указывает:
"Путин все это должен знать, и он может прореагировать одним из двух способов.
Наиболее очевидный - обеспечить себе победу на выборах, честными или обманными средствами, а затем давить недовольных. Однако теперь, когда он знает, что против него будут демонстрировать тысячи человек, он должен понимать, что действительно жесткое подавление выступлений может только увеличить риск, что он пойдет по пути арабских автократов.
Альтернативная возможность - даже если он обеспечит себе переизбрание, он и его союзники начнут готовиться к послепутинской эпохе. Это может происходить различными способами.
Одним из них заключается в том, чтобы Путин обратил внимание на призывы к повтору декабрьских выборов. Действительно свободные выборы могут привести в думу настоящую оппозицию, которая сможет бросить вызов Кремлю, а не просто служить камерой для эха.
Другой возможностью является повторение процедуры, которая положила конец президентству Бориса Ельцина в конце 1999 г. Ельцина убедили подать в отставку в пользу Путина в обмен на гарантии того, что его лично, его семью и подручных по бизнесу не будут преследовать за коррумпированную практику.
Многие из людей, которые нажили состояния в путинскую эпоху, обеспокоены, что в будущем им придется за это отвечать. Их можно сделать уступчивыми, предложив им своего рода сделку, амнистию - если будет высказано такое пожелание.
Эти сценарии могут казаться слишком притянутыми за уши.. Однако в Москве в данный момент наиболее притянутой за уши является предположение, что Путин все еще будет править Россией в 2024 году.
На прошлой неделе замерзла Москва-река, но внимательно прислушавшись, можно услышать, как под поверхностью трещит лед", заканчивает свою статью Financial Times.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр