Московская корреспондентка американской радиотеле-корпорации PBS (Public Broadcasting Service) Маргарет Уорнер взяла интервью у оппозиционного активиста Алексея Навального в связи с путинскими "выборами" в Москве. Навальный назвал путинские «выборы» самоназначением:
- Это не выборы. Это самоназначение Путина. Все это мероприятие служит одной цели - снова назначить премьер-министра Путина в президенты, вероятно, пожизненно. Путин находится во власти с 1999 года, с момента, когда он был назначен Борисом Ельциным на должность премьер-министра. Сейчас формально он не президент, однако на самом деле он своего рода царь, автократ.
К сожалению, он не может представить для себя другой род существования. Его преследуют все эти призраки Каддафи, и он знает, что или он будет президентом, или с ним случится несчастье.
Если бы вы спросили меня 6 месяцев назад, что случится через 3 месяца, что будет создано оппозиционного движения, я бы сам в это не поверил. Тем не менее, это неожиданно произошло. И это движение не было организовано русской оппозицией. Его организовал Путин.
Люди вышли на улицы, чтобы протестовать против открытого и публичного унижения, которое невозможно было терпеть, так как Путин сфальсифицировал выборы так явно, что это было нельзя игнорировать.
Путин утверждает, что благодаря ему произошел экономический рост, и говорит, что после краха 1990-х у нас 12 лет так называемая путинская стабильность. Однако если просто сравнить Россию с соседними странами, мы увидим, что рост других бывших стран Советского Союза намного крупнее, чем России. Поэтому путинское время - это время упущенных возможностей.
У России были и все еще есть огромные газовые и другие энергетические ресурсы, и цены очень высокие. Часть из этих денег действительно осталась в стране и послужила для образования среднего класса, который сейчас пытается избавиться от Путина, потому что они понимают, что большинство денег просто разворовывается им и его дружками.
Мы уже увидели, что Путин и Медведев объявили некоторое политические реформы. И мы поняли, что нет большой пропасти между политическими активистами и общественностью. Тысячи людей вышли на улицы, и мы обнаружили, что в России существует критическая масса людей, которые не позволят Владимиру Путину обращаться сними так, как он делал 12 лет.
Я совершенно простой гражданин, живу на окраине Москвы. Мои дети ходят в обычную московскую школу и детский сад. Моя жизнь совершенно прозрачна, что нельзя сказать о путинских чиновниках, чьи дети живут заграницей, которые имеют банковские счета в Швейцарии, США и Великобритании. Поэтому тут вопрос: кто больше из нас связан с Западом: оппозиция или коррумпированный русский правящий класс.
Если мы не признаем воскресные выборы, то мы не признАем и их результаты. Мы совершенно уверены в том, что 5 марта Путин объявит себя президентом России. С таким же успехом он мог бы назвать себя царем и императором. Мы с этим не согласимся, и мы будем продолжать требовать политическую реформу, новых парламентских выборов в течение года, и мы будем призывать людей выходить на улицы 5 марта и в последующие дни.
Я не знаю масштабы будущих протестов, но тот факт, что мы будем продолжать, очевиден. Без разницы, как они подсчитают голоса, потому что в выборах должны были участвовать ВСЕ кандидаты.
Мы должны выстроить свои политические протесты так, чтобы заставить его объявить новые выборы. Наша цель очень простая, и она позволяет нам объединиться против этого противника. Мы хотим очень простых вещей: политической реформы и новых выборов. Политическая реформа означает, что должны быть пропущены все те, которым раньше не позволяли принимать участие в выборах.
Я думаю, что существует сценарий, что Путин сам пойдет на реформы.Я считаю, что Путин, хотя он очень коррумпированный политик, жадный политик и очень жаждущий власти политик, он умный и гибкий человек.
Если он произведет определенные перемены, мы сможем осуществить мирный переход власти, избежать насилия и гарантировать свободу и безопасность Владимиру Путину. Он должен рискнуть и пойти на выборы с настоящей конкуренцией.
Да, конечно, я имею в виду его безопасность от уголовного преследования. Сейчас у нас много улик, что Владимир Путин и его команда были лично вовлечены в уголовные деяния. И, конечно, его надо преследовать.
Однако в этом отношении у оппозиции, ради обеспечения мирного перехода власти в стране, есть консенсус, что Владимир Путин и его семья (семью его что-то не видно - КЦ)должны получить своего рода гарантию свободы.
Но, к сожалению, я не думаю, что он начнет реформы и истребит коррупцию изнутри своей системы. Это невозможно, потому что коррупция стала стержнем, вокруг которого он построил свою политическую власть. По его мнению, коррупция очень эффективный способ управления. Для него нет никакой проблемы в том, что его министры миллиардеры.
Для него нет проблемы, что его правление настолько коррумпировано, что об этом знает каждый человек в стране. Если он решится на репрессии, то ведь на улицах Москвы сто тысяч человек. Конечно, он сможет попытаться подавить выступления силой. Однако нужно помнить, что этот сценарий, так называемый силовой сценарий, был апробирован 5 декабря прошлого года, когда были арестованы сотни человек, включая меня, а также 6 декабря, когда были избиты сотни человек. В результате на улицы вышло еще больше сотен тысяч.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр