Дублинская The Irish Times посвятила статью последним событиям в Москве. В статье "Оппозиция Путину демонстрирует признаки распада" (Putin opposition showing signs of disintegration) ее автор Сеамус Мартин в частности пишет:
Навальный, Удальцов и Яшин были арестованы потому, что они хотели, чтобы их арестовали для целей паблисити. Однако власти не хотели, чтобы эта троица получила статус политзаключенных. Отсюда их быстрое освобождение.
Любопытно, что Митрохин и Явлинский покинули митинг после первого же приказа полиции разойтись. Митрохин обругал в Твиттере "политический авантюризм Удальцова и компании", который может привести к тому, что на демонстрации будет выходить все меньше и меньше народа.
Другой лидер, Чирикова, также дала ясно понять, что она не собирается участвовать в протестах характера, аналогичного "Оккупируй Уолл-стрит" или другим событиям, происходящим на западе.
Сила оппозиционного движения всегда состояла в его способности собрать вместе людей с самыми различными взглядами, однако это сила имеет слабость, заключающуюся в том, что когда применяется давление, могут произойти серьезные расколы. Удальцов налево, Навальный направо, а Яшин нигде.
Есть и другие признаки, что демонстрации теряют пар. Число участников в недавних демонстрациях было меньше, чем раньше, но это можно объяснить тем, что эти демонстрации имели более конкретные цели. Самые крупные демонстрации в Москве следует рассматривать в контексте численности населения. Москва самый крупный город в Европе, она больше, например, чем Лондон и Париж.
Автор этой статьи работал корреспондентом в Белграде в 1996 году, когда свергали Милошевича. Тогда удавалось каждый день выводить на улицы по 100.000 человек. Они выходили в вечером после окончания рабочего дня.
По сравнению с Москвой население Белграда очень незначительное".
В свою очередь американский журнал Time пишет:
«Оппозиция сейчас явно теряет движущий импульс. В понедельник вечером на акцию протеста против победы Путина пришли не больше 20 000 человек, хотя заявлений о мошенничестве на выборах было, как обычно, много. По стандартам оппозиционных митингов путинской эпохи это все равно была впечатляющая явка, однако на другие московские митинги «зимы смут» приходило в несколько раз больше людей. «Где все? - пожаловался за сценой TIME один из организаторов митинга на Пушкинской площади. – Если это все, мы проиграли».
Блоггер Алексей Навальный, неофициальный лидер движения, отчаянно старался подготовить толпу к новому противостоянию в ближайшие дни и недели. «Мы начинаем подготовку к акциям, - пообещал он с трибуны. – Мы выйдем на улицы Москвы, мы займем улицы и площади, и мы не уйдем...
…В ближайшие недели станет ясно, не вышибло ли полностью поражение у фонтана дух из оппозиции. Пока обстановка выглядит не слишком хорошо», указывает Time.
Между тем Лига избирателей - общественное движение "за честные выборы", созданное неполитическими организаторами одноименных уличных акций - поддержит очередной московский митинг оппозиции 10 марта, который власти разрешили провести на Новом Арбате.
Учредители Лиги при этом не исключают, что туда придет значительно меньше людей, чем до президентских выборов, и считают это "нормальным и естественным". Они также подчеркивают, что к бессрочному стоянию на площадях они не призывают.
Предстоящий митинг организация предлагает сделать тематическим и посвятить его наблюдателям, которые работали на выборах, обеспечивали порядок и предотвращали нарушения, цитирует "Интерфакс" журналиста Сергея Пархоменко, который в числе других учредителей выступил в среду на пресс-конференции в офисе информагентства.
Идею дальнейших протестов поддержал тележурналист Леонид Парфенов. По его словам, развитие ситуации зависит от самих людей, от их настроения. "Конечно, будет какой-то процесс, когда протестные настроения будут как-то организовываться и структурироваться. Ясно, что мы сейчас в другой ситуации и веселые флешмобы декабря, января, февраля, прошли", - сказал соучредитель Лиги.
"Как дальше будет - будет зависеть от стойкости и настроений людей менять ситуацию. До сих пор это было достаточно стойкое состояние, во всяком случае, что касается Москвы и крупных индустриальных центров", - констатировал он.
По поводу прозвучавшего с трибуны на Пушкинской призыва не расходиться и дальнейшей "встречи у фонтана", которая закончилась жестким разгоном, Парфенов объяснился: "Мы (Лига избирателей - прим. ред.) точно ни к каким "стояниям" на площадях не призывали, это зависит от самих людей. Сама власть оказывает мобилизующее воздействие на митингующих".
В свою очередь литератор Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) сказал, что не удивится, если 10 марта на митинг кроме наблюдателей больше никто не придет. Как он понимает ситуацию, "движение гражданского общества перешло в новую фазу". До выборов ее можно было охарактеризовать как "романтическую" - когда люди выходили на улицы с белыми шариками и ленточками. Но эта фаза закончилась.
"Люди поняли, что с белыми шариками и ленточками против ОМОНа не пойдешь. Я думаю, что сейчас наступит некоторое общественное оцепенение", - сказал писатель. Снижение численности участников уличных протестов он считает закономерным. "Люди сейчас будут думать. Вопрос простой, согласятся ли люди существовать дальше в той же системе: да или нет", - говорит Акунин.
Теперь, по его прогнозу, "гражданское общество будет развиваться по другому пути, по пути самоорганизации, по пути борьбы за победу на местных выборах".
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр