«Мы ведём войну средствами массовой информации, чтобы отстоять сердца и умы нашей Исламской Уммы», — приводит отрывок из письма Шейха Аймана аз-Завахири, адресованного Абу Мусабу аз-Заркави 9 июля 2005 года, итальянское издание «Limes» в своей редакционной статье о современном развитии информационного Джихада, которую цитирует UmmaNews.
В последние годы справедливо утвердилось мнение, что салафиты владеют чем-то вроде монополии на использование социальных средств массовой информации. Интернет стал эффективным средством идеологической борьбы: Сеть стала новым полем для виртуальной подготовки моджахедов.
Как пишет «Limes», переворот в области новых технологий был использован салафитами для эффективного стратегического манёвра. До конца девяностых годов проповедники салафии и Джихада (predicatori salafiti-jihadisti) использовали аудио- и видеокассеты и компакт-диски, чтобы распространять Ислам зачастую подпольным образом, стараясь не привлекать внимания полицейских муртадов и спецслужб.
До наступления эры Интернета кассеты циркулировали тайно, производились подпольно и распространялись индивидуальным образом. Именно таким образом действовал Шейх Абдуллах Аззам, который призывал к Джихаду против советских харбиев, вторгшихся в Афганистан в начале 80-х годов.
В последнее десятилетие прошлого века, а особенно в двухтысячные годы наиболее популярные исламские проповедники стали использовать спутниковое телевидение и сайты Интернета для распространения Таухида. Эти средства сообщения не контролировались жестко муртадскими режимами и в особенности позволяли обратиться к более широкой аудитории. В последние годы, в особенности начиная с 2001 года, западные спецслужбы зарегистрировали экспоненциальное увеличение виртуальной активности сторонников Джихада, усиленное наличием десятков организаций по распространению информации.
Уже в 2009 году «Facebook» привлёк внимание джихадистов, которые, осознав возможности этой социальной сети, создали Исламский Эмират on-line. Джихадистское движение смогло приспособиться к новым реальностям, научившись пользоваться и применять социальные сети для призыва к Исламу.
В отличие от классических форумов социальная сеть представляет собой более живую среду, где можно мгновенно поделиться своими идеями, материалами, информацией и контактами. Взаимодействие с другими братьями может осуществляться в реальном времени. Кроме того, цепочка сообщений более быстрая, и, как кажется спецслужбам, именно это обстоятельство привлекает новое поколение виртуальных сторонников Джихада.
На «YouTube», например, сотни пользователей размещают свои видео, призывающие к Джихаду, получить доступ к которым ещё недавно можно было только через форум. Следовательно, именно Сеть является тем местом, где второе и третье поколения приверженцев чистого Ислама получают свой первый опыт и сведения об этом движении.
«Limes» пишет, что явление призыва через Интернет известно как Джихад словом. Джихад словом — это одна из трёх форм борьбы, предлагаемых исламской доктриной, которая в данном случае состоит в распространении призыва к борьбе на пути Аллаха через проповеди и виртуальные послания, отмечает «Limes».
Издание приводит хадис Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), в котором говорится, что наилучший Джихад — это слово, сказанное несправедливому правителю в лицо, и утверждает, что он является одним из основных, используемых для вдохновения арабских революций. Джихадисты успешно привлекают на свою сторону сердца и умы мусульман, о которых говорил Айман аз-Завахири.
«Limes» упоминает основные 14 информационных организаций моджахедов (среди них «Ас-Сахаб», «Аль-Маляхим», «Аль-Андалус», «Аль-Ансар», «Аль-Эмара») для того, чтобы получить представление о размахе виртуального Джихада.
Джихадистская информационная продукция преследует достижение трёх целей. Во-первых, она стремится прямо воздействовать на исламское общественное мнение. Во-вторых, вносит свой вклад в процесс исламизации движения on-line. В-третьих, представляет альтернативную модель тому, что сообщается западными средствами массовой информации, что очень важно. Речь идёт о фундаментальном стратегическом аспекте в деятельности информационных служб Джихада.
Из всего этого «Limes» делает вывод, что, так как в ближайшие годы СМИ будут основным инструментом получения сведений для новых поколений, «радикализация» движения будет происходить on-line, как это уже имеет место в настоящее время.
Основной сильный момент Джихада on-line, считает «Limes», — это использование форумов в качестве платформы не только для распространения официальных сообщений, но в особенности для общения в социальных сетях между различными членами организации. Но это преимущество не только для джихадистов, но и для различных спецслужб, если принять во внимание проникновение агентов в ряды движения и саботажа со стороны различных группировок.
На активном информационном фронте столпами стратегии джихадистов является производство фильмов, аудиодокументов и текстов, нацеленных на укрепление концепции Джихада и чистый призыв к борьбе, с обличением и выявлением сущности Запада, с восхвалениями Шахидов и т.д.
В последние годы такая стратегия претерпела изменения, приспосабливаясь к использованию новых технологий и внешним переменам. В результате появились сотни виртуальных групп сторонников Джихада в «Facebook», «YouTube» и других социальных сетях. «Limes» делает вывод, что информационный Джихад сегодня представляет собой основу стратегии «Аль-Каиды».
В последние годы возникла огромная литература по вопросам Джихада, были созданы виртуальные библиотеки; всё это с целью дать единичному пользователю полную возможность формирования в рамках культурной и религиозной доктрины.
Ключевая роль информационных организаций в деятельности «Аль-Каиды» по оказанию влияния на исламское общество, проявилась в последний год в двух специфических эпизодах: гибель Шейха Усамы бин Ладена и Шейха Анвара аль-Авляки. В обоих случаях мусульмане ждали официального подтверждения или опровержения со стороны надёжных источников информации, прежде чем делать какие-либо комментарии или заявления. По мнению «Limes», это показывает, что социальные средства информации джихадистов сильно влияют на исламскую аудиторию.
Сильная сторона информационной активности сторонников Джихада обязана использованию новейших технологий, что позволяет сообщаться с различными слоями мусульманского общества.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр