С момента образования в Грузии Черкесского культурного центра господин М.Чухуа является его директором. Он должен прекрасно понимать особенность положения, в котором находится сегодня черкесский народ.
В результате завоевания Черкесии Российской империей в 1763-1864 гг. и совершенного геноцида по отношению к черкесскому народу, страна Черкесия исчезла с карты мира, а более 90% черкесов оказались в изгнании, и живут сегодня за пределами своей Родины, более чем в пятидесяти странах мира.
Отличие проблемы черкесов от проблем других народов Кавказа, в разное время подвергшихся гонениям, состоит в том, что черкесы и сегодня, спустя почти сто пятьдесят лет после окончания русско-черкесской войны, проживают в изгнании и не имеют возможности вновь обрести Родину. Помимо этого, черкесы по сей день остаются разделенными на своей исторической родине, и проживают в разных регионах, получив различные административные названия.
Поэтому мы весьма признательны Грузии, ее руководству и народу за признание 20 мая 2011 года геноцида черкесского народа, за создание Черкесского культурного центра, за создание мемориала жертвам черкесского геноцида в г.Анаклиа, на черноморском побережье, за многое другое, что делает Грузия для черкесского народа.
Вместе с тем мы выражаем озабоченность личной позицией директора Черкесского центра М.Чухуа. В своих высказываниях и проектах он представляет черкесскую проблематику как часть некоего пан-кавказского проекта, чем уводит нашу проблему в совершенно иное русло.
По его выступлениям видно, что он основное внимание уделяет неким общекавказским делам (в его понимании), вайнахам и другим проблемам. Создается впечатление, что черкесские дела его не интересуют.
Мы понимаем, что у других народов Северного Кавказа тоже имеются свои специфические проблемы, и возможно, грузинское государство может и должно протянуть им руку помощи. Однако считаем, что неправильно заниматься этими проблемами под эгидой Черкесского культурного Центра.
Господин М.Чухуа прекрасно знает, что нас не интересуют никакие пан-кавказские утопии, об этом мы неоднократно заявляли в наших беседах. Также он слышал мнение по этому вопросу большинства черкесских организаций на конференции в г.Анаклиа.
Однако и после этого он опубликовал доклад, в котором, вопреки названию, меньше всего внимания уделили черкесской проблематике. Затем он дал интервью, где поднимались какие угодно вопросы, кроме черкесских.
Считаем нужным обратить внимание на то, что качество некоторых работ, презентуемых Черкесским культурным центром, оставляет желать лучшего. В частности, речь идет о "Карте выселения горских народов Кавказа", содержащей фактологические ошибки, и книге "Черкесы", изданной на русском, английском, турецком языках, которая вместила в себя множество ошибок и неточностей.
Не будем углубляться в политическую ущербность данной книги для черкесской идеи.
Также вызывают большие вопросы действия некоторых молодых сотрудников центра, которые от имени Черкесского культурного центра участвуют в сомнительных мероприятиях, дискредитирующих черкесское национальное движение и деятельность Центра. Считаем, что они обязаны были получить соответствующую оценку со стороны руководства Черкесского культурного центра.
Господин М.Чухуа отлично понимает, что именно со стороны пан-кавказцев создаются проблемы структурирования черкесского движения в диаспоре. И что именно по этой причине пан-кавказское движение идеологически противостоит черкесскому. В силу этого его деятельность противодействует структурированию и консолидации черкесского национального движения.
Весьма прискорбно осознавать, что он делаете все это, находясь на посту директора Черкесского культурного центра.
М.Чухуа – лингвист, историк, знаток чеченского языка, и, безусловно, имеет право, как человек, заниматься любым направлением деятельности в науке и политике. Но в таком случае он должен возглавить Вайнахский или Пан-Кавказский культурный центр, а не Черкесский.
Мы требуем от руководства Черкесского культурного центра впредь избегать пан-кавказски ориентированной политики в их понимании, не ведущей ни к чему хорошему для грузино-черкесских отношений. В противном случае, это может привести к обесцениванию всех усилий грузинского государства, предпринятых в отношении черкесов, и спровоцировать нежелательные процессы в диаспоре.
Еще раз отметим, что мы высоко ценим усилия Грузии, предпринятые в русле признания геноцида черкесов, но Кавказ слишком разнороден, и проблемы отдельных народов слишком разнятся, чтобы подходить к ним шаблонным путем. Мы считаем, что в том положении, в котором сейчас находится черкесский народ, по меньшей мере, не актуально говорить о некой пан-кавказской идее. Во-первых – это дело далекого будущего, в котором ситуация может еще много раз измениться. Во-вторых, это в корне противоречит задачам структуризации черкесского национального движения в диаспоре.
Если господину М.Чухуа больше нравится заниматься проблемами вайнахов, или работать над некой пан-кавказской идеей, он может организовать другой центр, который по своему назначению будет соответствовать его деятельности.
Мурзаканов Абубекир, ОД "Адыгэ Хэкужь – Черкесия"
Яганов Ибрагим, ОД "Хасэ"
Кеш Руслан, ОД "Черкесский Союз"
Хьатко Шамис, "Патриоты Черкесии" (Германия)
Бырс Булэнт, "Патриоты Черкесии" (Турция)
Хуадэ Аднан, "Патриоты Черкесии" (Адыгея)
Евгений Ташу, ИА "Адыгэ Хэкум и макъ. Голос Черкесии"
источник: Elot.ru