По сообщению Sunday Times со ссылкой на дипломатические источники, Россия имеет отношение к сбитому турецкому самолету.
"Здесь совершенно точно есть русский след", - цитирует издание слова одного из ближневосточных дипломатов, - Мы бы не удивились, если русские специалисты, даже если они и не нажимали кнопку, то стояли рядом с сирийскими офицерами, которые это сделали".
Решение перехватить турецкий F-4E Phantom II могло стать предупреждением НАТО держаться подальше от Сирии, пояснил источник издания.
Вооруженные силы Сирии сбили турецкий самолет 22 июня. Поле этого отношения между Сирией и Турцией резко ухудшились, а НАТО выступило с резким осуждением действий кровавого режима Асада.
Газета пишет:
"Турецкий невооруженный разведывательный истребитель приблизился к воздушному пространству Сирии 22 июня, после патрулирования восточного Средиземноморья, сказал заместитель турецкого премьера Булент Аринц, однако турецкие радарные диспетчеры его об этом предупредили и он сразу же вернулся в воздушное пространство над морем.
Самолет был сбит в 13 милях от берега в международном воздушном пространстве, - сказал он,- вне пределов достижимости для сирийских ПВО.
Согласно имеющимся у нас данным, наш самолет был сбит ракетой земля-воздух лазерного или теплового наведения", скал он. Тот факт, что наш самолет до этого не предупредили, говорит о том, что это не была ракета радарного наведения", сказал Аринц.
Анкара потребовала созыва совещания НАТО для обсуждения происшествия, которое она охарактеризовала как "акт агрессии". Дамаск утверждает, что сбил самолет в порядке самообороны после того, как он вторгнулся в его воздушное пространство.
Во всей истории существования НАТО совещание по статье 4 его хартии, предусматривающей консультации, когда государство-член считает, что нарушена его территориальная целостность, политическая независимость или под угрозой оказалась национальная безопасность, проводится только во второй раз.
Аналитики считают, что НАТО не будет предпринимать действия, которые могут вызвать региональную войну.
"Нет желания со стороны НАТО вызвать то, что мы называем дискретной войной", сказала Клара Марина О'Доннелл, специалист из Бруклинского института в Вашингтоне.
Турция попросила консультации по статье 4 вместо того, чтобы попросить военной помощи по статье 5, что означает, что Анкара не хочет раздувать конфликт.
"Это четкий сигнал от Турции, что она не желает на данном этапе приступить к военным действиям. Она пытается деэскалировать ситуацию", сказала она.
В своем письме в совбез ООН Турция осудила "враждебный акт сирийских властей против национальной безопасности Турции", указав, что он "представляет серьезную угрозу миру и безопасности в регионе".
Власти Турции также заявили, что готовы принять некие ответные меры. "Даже если мы предположим, что самолет нарушил воздушное пространство Сирии, хотя ситуация до сих пор не ясна, сирийцы в ответ не должны были сбивать самолет. Это неприемлемый инцидент. Турция не может молчаливо на него реагировать", - заявил журналистам министр труда и социального обеспечения Турции Фарук Челикс.
Напомним, что информацию о том, что турецкий самолет мог быть сбит русскими, одним из первых сообщил Кавказ-Центр еще 28 июня. Однако западные и тем более российские СМИ проигнорировали это сообщение, несмотря на то, что в турецких СМИ об этом писалось.
О том, что турецкий разведывательный самолет RF-4E был сбит российскими, а не сирийскими войсками, впервые заявил лидер оппозиционной Демократической Левой Партии Масум Тюркер, которого и процитировал КЦ.
«В настоящее время рядом с Латакией расположены два российских военных корабля. Один из них – «Адмирал Чабаненко» – располагает технологиями для определения движений в воздухе», — передало слова политика «Хюрриет» со ссылкой на телеканал TV8.
По мнению Тюркера, именно российский боевой корабль сбил турецкий самолет.
Политик также обвинил спецслужбы Турции в том, что они скрывают эту информацию.
Между тем Россия только через 3 суток отреагировала на это обвинение, заявив, что корабль «Адмирал Чабаненко» находится уже далеко от места уничтожения турецкого самолета и мол, поэтому, никак не мог быть причастным к его падению.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр