Молитва является вторым после шахады столпом ислама, и её несовершение может быть оправдано только бессознательным состоянием. Для того чтобы облегчить её совершение в опасных условиях, в частности, на войне, в Шариате установлены специальные формы молитвы.
Далее мы рассмотрим некоторые аспекты молитвы в современных условиях джихада на Кавказе, знание которых необходимо муджахидам.
Сокращение молитвы муджахидом
В обычных условиях муджахид может сокращать четырехрак’атную молитву до двух рак’атов в том случае, если он является мусафиром, то есть, как минимум, покинул населенный пункт, который является местом его постоянного пребывания.
Если муджахид находится в своем населенном пункте и не находится в состоянии, в котором разрешена «молитва при опасности» (саляту-ль-хауф), то он не должен сокращать молитву.
Если муджахид покинул населенный пункт своего постоянного пребывания, переселившись для присоединения к муджахидам, а затем вернулся в этот населенный пункт для джихада или других целей, то он является мусафиром и может сокращать и совмещать молитвы, как это делал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке после её завоевания.
Совмещение молитвы муджахидом
Совмещение молитвы, то есть совершение подряд дневной (зухр) и предвечерней (‘аср) молитв во время одной из них, и совершение подряд вечерней (магриб) и ночной (‘ишаъ) молитв во время одной из них дозволено мусафиру, а также при некоторых других обстоятельствах, затрудняющих совершение каждой молитвы в её время, (например, когда идет дождь, тот, кто молится постоянно в мечети, может совместить молитвы).
Передал Абу Аз-Зубайр от Саида ибн Джубайра от Ибн ‘Аббаса, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил дневную и предвечернюю молитвы вместе, в Медине, не находясь в опасности или в путешествии». Сказал Абу Аз-Зубайр: Я спросил Саида: Почему он сделал это? Он ответил: Я спросил Ибн ‘Аббаса также как ты спросил меня, и он сказал: «Он хотел чтобы никто из его Уммы не испытывал затруднения» (Муслим, 705).
Сказал Ибн Хаджар Аль-Аскаляни: Группа имамов сочла, что следует придерживаться внешнего смысла этого хадиса, и они дозволили совмещать молитвы непутнику при наличии нужды, однако с условием, что это не будет взято в привычку… (Фатх Аль-Бари, 2/24).
Молитва при опасности («молитва страха», саляту-ль-хауф)
Её причины, законность и формы
Молитва при опасности введена в Шариат словами Всевышнего Аллаха: Когда ты находишься среди них и руководишь их молитвой, то пусть одна группа из них встанет вместе с тобой, и пусть они возьмут свое оружие. Когда же они совершат земной поклон, пусть они находятся позади вас. Пусть затем придет другая группа, которая еще не молилась, пусть они помолятся вместе с тобой, будут осторожны и возьмут свое оружие. Неверующим хотелось бы, чтобы вы беспечно отнеслись к своему оружию и своим вещам, дабы они могли напасть на вас всего один раз. На вас не будет греха, если вы отложите свое оружие, когда испытываете неудобство от дождя или больны, но будьте осторожны. (Женщины, 194).
Передал имам Малик от Нафи’, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен ими Аллах, когда его спрашивали о молитве при опасности, говорил: «Имам с одной группой людей начинает молиться, и совершает с ними один рак’ат, а вторая группа, которая пока не молится, будет в это время между ними и врагом. Когда же те, кто молится с имамом, совершат один рак’ат, они займут место тех, кто еще не молился, но не дав при этом завершающего молитву саляма. Те же, кто не молился, займут место за имамом и совершат с ним один рак’ат. Затем имам, который совершил два рак’ата, закончит молитву, и каждый человек из этих двух групп совершит для себя по одному рак’ату после того, как имам закончит. Таким образом, каждый из двух групп совершит два рак’ата. Если же опасность сильна, то они молятся на ходу, стоя или верхом, повернувшись к кибле, или не повернувшись». Сказал Малик: Сказал Нафи’: Не думаю, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар упомянул все это, кроме как передавая от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. (Бухари, 4535).
Из этого и других хадисов видно, что форма молитвы при опасности зависит от уровня самой опасности. Если муджахиды имеют возможность не боясь построиться и совершить молитву в джама’ате, разделившись на две группы, одна из которых охраняет другую и предотвращает внезапное нападение врага, это более низкий уровень опасности. Если такой возможности нет, то это более высокий уровень опасности, при котором каждый молится по мере возможности.
В условиях современной войны, особенно партизанской, когда по обнаруженной цели противник применяет дальнобойное оружие, муджахиды вынуждены принимать все меры для маскировки и скрытия своего местоположения. Поэтому ситуация с разделением на две примерно одинаковые группы, которые на виду у врага по очереди молятся и охраняют друг друга, меняясь местами, если и встречается, то очень редко.
Молитва при большой опасности совершается с выполнением шурутов и арканов по мере возможности. То есть, если нет возможности, она совершается без очищения водой или песком, без удаления наджаса, не повернувшись к къибле, стоя, сидя, лежа, на ходу, бегом, ползком, верхом, в движении на транспортном средстве, с заменой поклонов кивками или знаками, с оружием в руках, не прекращая фехтовать или стрелять и т.п.
Сказал хафиз Ибн Хаджар: «Если опасность увеличивается, и численность врага возрастает, есть опасность, что войско мусульман будет разбито, то в таком случае дозволяется молитва в соответствии с возможностью, дозволяется несоблюдение тех арканов, которые нельзя выполнить, и переходят от стояния к поясному поклону, а от поясного и земного поклонов к жестам и т.д., и это мнение большинства» (Фатх Аль-Бари, 2/433).
Откладывание молитвы до завершения её времени
Существует разногласие между ученым, дозволено ли из-за опасности откладывать молитву до окончания её времени, как это сделали Пророк и сподвижники во время осады Медины союзными племенами (Битва у рва), когда, из-за угрозы прорыва кафирами обороны города, мусульмане не смогли вовремя совершить несколько молитв.
От Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах: Мы были вместе с пророком Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в день (битвы у) рва, и он сказал: «Да наполнит Аллах огнем их могилы и дома, за то, что они отвлекли нас от средней молитвы, пока не зашло солнце», и это послеобеденная молитва. (Бухари, 6396).
От Джабира ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, пришел в день (битвы у) рва после захода солнца, стал ругать кафиров-курайшитов и сказал: О, посланник Аллаха, я едва успел совершить (предвечернюю) молитву, как солнце почти зашло! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Аллахом, я вообще не совершил её». Затем мы с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, спустились в долину Бутхан, (где расположена Медина), он и мы совершили омовение, и он совершил предвечернюю молитву (‘аср) после захода солнца, а затем совершил вечернюю (магриб). (Бухари, 4112).
Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: В день (битвы у) рва мушрики отвлекли Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от четырех молитв. Затем он приказал Билялу сделать азан, потом совершил дневную молитву (зухр), потом предвечернюю (‘аср), потом вечернюю (магриб), потом ночную (‘ишаъ). (Ан-Насаи, 662, Аль-Альбани счел достоверным).
Те, кто счел дозволенным откладывание молитвы, указывают, что Битва у рва произошла в 5-ому году хиджры, а Битва Зат ар-Рика’, во время которой Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, впервые совершил молитву при опасности, произошла в 4-ом году по наиболее известному мнению. И это указывает на то, что во время Битвы у рва мусульмане отложили молитвы из-за сильной опасности, а не потому что молитва при опасности еще не была введена в Шариат.
Сказал шейх Са’ид Аль-Къахтани: Часть ученых сочла, что в случае интенсивного боя молитву при опасности можно откладывать до завершения сражения, если муджахиды не могут осмыслить свою молитву, это одно из мнений в мазхабе имама Ахмада и других, его также выбрал Аль-Бухари, Аль-Ауза’и и Макхуль, и так поступали асхабы во времена Умара ибн аль-Хаттаба во время завоевания персидского города Шуштар, и это было известно и никто не порицал их за то, что они отложили утреннюю молитву до того момента, пока полностью не захватили город во время духа, и они совершили утреннюю молитву, когда солнце уже поднялось. («Саляту-ль-хауф»).
Таким образом, если из-за большой опасности муджахид никак не может сосредоточиться на молитве и утвердить намерение (ниййа) в своем сердце, ему дозволено отложить молитву до того момента, когда ситуация облегчится.
Количество рака’атов молитвы при опасности
Сказал Ибн Аббас, да будет доволен ими Аллах: Аллах через своего Пророка сделал обязательной молитву: четыре рак’ата для находящегося дома, два – в путешествии, и один – во время опасности. (Муслим, 687, и др.).
Сказал Ан-Навави: На основании внешнего смысла этого хадиса действовала группа из салафов, среди которых Аль-Хасан аль-Басри, Ад-Даххак и Исхак ибн Рахавайх. Сказали Малик, Аш-Шафии и большинство ученых, что молитва при опасности такая же, как молитва в безопасности по числу рак’атов, и дома надо совершать четыре рак’ата, в путешествии – два, и нельзя ни в коем случае ограничиваться одним рак’атом. Эти ученые истолковали хадис Ибн Аббаса так, что под одним рак’атом имеется в виду рак’ат, совершаемый с имамом, а другой рак’ат совершается каждым в отдельности, как это пришло в достоверных хадисах о молитве Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников во время опасности, и такое толкование необходимо, чтобы объединить далили.
Сказал Ас-Синди: Между обязательностью одного рак’ата и совершением двух нет никакой несовместимости, требующей отклоняться от явного смысла хадиса Ибн Аббаса и делать ему такое толкование, так как, вполне возможно, что Пророк и сподвижники, совершая два рак’ата делали то, что предпочтительней и лучше (при достаточности одного рак’ата)… (‘Авну-ль-ма‘буд шарх Сунан Аби Дауд, 4/88-89).
Сказал Ас-Сан’ани: Этому (словам Ибн Аббаса об одном рак’ате) последовал ‘Атаъ, Тавус, Аль-Хасан и другие, которые сказали: При большой опасности совершается один рак’ат знаками. А Исхакъ говорил: Во время контактного боя (на мечах) тебе достаточно совершить один рак’ат жестами и знаками, если же не сможешь, то (достаточно) одного суджуда, если же не сможешь, то одного такбира, потому что это поминание Аллаха. (Субулю-с-салям, 1/423).
Исходя из вышесказанного, чтобы выйти из разногласия, в той ситуации, когда возможно совершить обычное количество рак’атов, следует их совершить. Если же опасность велика, и совершение нескольких рак’атов затруднено, достаточно совершить 1 рак’ат.
Некоторые тактические ситуации
Молитва муджахидов на лесной базе
Обычно это наиболее безопасная ситуация. Подходы к базе минируются и охраняются часовыми, и, при правильной организации охраны, кафиры не могут неожиданно напасть на базу. В такой ситуации муджахиды, находящиеся на базе, совершают обычную молитву путников.
Что касается рибатчиков (часовых), то они совершают молитву, сменившись с поста. Хотя часовые и находятся в положении высокой опасности, совершение на посту молитвы при большой опасности в любом случае отвлекает от рибата, и поэтому не является целесообразным, если только нет опасности пропустить время молитвы. Если есть такая опасность, то рибатчик молится как муджахид в засаде (см. ниже). Также надо помнить, что смена часовых – это один из самых демаскирующих моментов поэтому не следует сменять рибатчика только для того, чтобы он совершил молитву, а затем опять вернулся на пост.
Молитва во время похода
В походе муджахиды находятся в одном из наиболее уязвимых положений.
Если ситуация позволяет остановиться и совершить молитву джама’атом, молитва совершается джама’атом на привале.
Походное охранение (дозор) совершает либо молитву при большой опасности не покидая своих мест, либо сменяется помолившимися ранее муджахидами, и молится на месте привала.
Как видно, в походе тоже нецелесообразно разделяться для молитвы на две равных группы, каждая из которых по очереди охраняет другую во время молитвы, так как охранение должно располагаться на достаточном удалении от основной группы, а перемещения между охранением и основной группой являются демаскирующим фактором и затягивают время молитвы, что является также дополнительным фактором опасности.
Если в походе ситуация не позволяет остановиться, или совершить молитву джама’атом, то каждый молится по мере своей возможности на ходу.
Молитва в жилище
В спокойной ситуации в доме или квартире муджахиды совершают обычную молитву. Если есть необходимость в рибате, то отвлекать часовых от наблюдения за происходящим опасно, потому что на улице любые изменения происходят очень быстро, поэтому часовые совершают молитву после того, как их сменят на посту.
Молитва в засаде
Положение муджахида в засаде подобно положению на посту с той разницей, что рибатчик обычно может отложить молитву до того момента, когда его сменят, а тот, кто находится в засаде, не знает, сможет ли он в обозримом будущем спокойно помолиться, потому что засада может вылиться в бой и сложный отход. Поэтому муджахид в засаде должен совершить молитву при большой опасности, оставаясь в максимальной боевой готовности, не выходя из места засады и не демаскируя себя. Не рекомендуется совершать молитву, отходя по очереди с места засады, потому что отсутствие на позиции даже одного муджахида значительно ослабляет огневую мощь засады.
Молитва за рулем
Если боевая необходимость не позволяет остановить машину, муджахид, находящийся за рулем, молится как муджахид в засаде – не отвлекаясь от вождения, по мере возможности знаками и кивками обозначая поклоны.
Молитва в сложных условиях
Задача введения в Шариат молитвы при опасности – обеспечение максимальной безопасности, боеготовности и боеспособности мусульман. Это надо учитывать муджахидам при совершении молитвы в сложных условиях.
Например, муджахиды в походе оказались под дождем, и земля вокруг превратилась в грязь. Молитва с выполнением суджудов и сидением в воде или грязи приведет к тому, что они, как минимум, должны будут отчищаться и отмываться от этой грязи. Также это может привести к заболеваниям. Все это задерживает, утомляет и ослабляет муджахидов. В таком случае им надо совершить молитву стоя, изображая суджуды более глубокими, чем руку’, поклонами.
Муджахид, ведущий джихад в населенном пункте, оказавшись среди людей, также должен совершить молитву при большой опасности, если совершение обычной молитвы (например, посещение мечети, или вообще молитва на улице) может его демаскировать.
А Аллаху известно лучше
Шариатский комитет при амире Вилаята ГIалгIайче