Лондонская газета The Financial Times опубликовала статью о разрушительном характере нелегитимного путинского режима. Газета указывает:
Путин от своей ностальгии по СССР не откажется. Для него восприятие Запада в качестве врага жизненно необходимо, чтобы поддерживать внутри России иллюзию, что страна сохраняет статус сверхдержавы. Когда в декабре прошлого года люди вышли на улицу протестовать против фальсификации выборов в госдуму, его реакция заключалась в том, что все это заговор Клинтон, главы госдепа США. В Кремле заявляют, что намерения НТО по расширению и модернизации ПРО являются наглядным подтверждением агрессии против России.
После вступления в должность в мае Путин принял два стратегических решения, и оба негативно сказались на стране. Во-первых, он продолжил оказывать поддержку сирийскому диктатору Асаду, чья страна пытается от него избавиться, утопая в крови. Во-вторых, Путин принял жесткие меры в отношении протестующих против коррупции и беззакония его собственного режима.
Гражданская война в Сирии вряд ли будет иметь счастливый исход для России. Западные правительства уже обнаружили, что без интервенции урегулирование обойдется им недешево. Однако одно очевидно, этот режим так или иначе падет, а Россия потеряет стратегического союзника. Москве придется отказаться от влияния на арабский мир. Примерно так и выглядит на данный момент результат политики «вставания с колен» (“standing up”) с Западом и ООН, которую избрал главарь русского государства.
Ответом Путина на народные протесты против его возвращения на третий срок стали жесткие меры по подавлению инакомыслия. НКО теперь обязаны называть себя «иностранными агентами», вводится цензура в Интернет-ресурсах, а дело Ходорковского эхом отозвалось, когда обвинения были предъявлены активному блогеру, который вел антикоррупционную кампанию.
Как и многие диктаторы, включая и тех, что уже свержены на Ближнем Востоке, Путин недооценивает важность легитимности. Когда он заменил Медведева и вернулся к власти, он ожидал получить 12 беспечных лет в Кремле. Теперь надежда эта исчезла. Хотя у оппозиционных лидеров нет сил и средств свергнуть его, протесты подорвали его авторитет, особенно среди среднего класса москвичей, которые крайне озабочены коррупцией его режима.
Путин продолжает получать дивиденды от нефти и газа, но экономические приливы все чаще уходят мимо него. Быстрое бегство капитала из России продолжается. Отсутствие должной законодательной базы вынуждает инвесторов быть еще более осторожными в русских проектах. Инфраструктура страны гниет, население продолжает сокращаться. Россия забыла, как строить космические ракеты и завоёвывать "олимпийское" золото.
Запад ситуация в России не устраивает. Он заинтересован в процветающей России, а не в том, чтобы укрепить во власти еще одного тирана вроде Асада. Огромное число русских граждан видят плюсы либерализации политической ситуации в стране и за её пределами.
Здоровая и реалистичная позиция запада заключается в том, чтобы сохранить ведущую позицию и, если понадобится, быть достаточно сильным, проявлять интерес к ситуации, где это возможно.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр