Недавно на некоторых сайтах ИК появился перевод работы под названием «Cовет и комментарий шейха Абу Абдуррахмана аль-Магриби к видео-обращению кадия Имарата Кавказ «Послание требующим знания». Так как эти совет и комментарий были сделаны публично, думаю, что можно также публично их прокомментировать.
Сначала напомню, что, как и говорит шейх Абу Абдуррахман аль-Магриби, да помилует его и нас Аллах, обращение кадия Абу Мухаммада, да сохрани его Аллах, опубликованное на арабском языке, содержало настоятельный призыв к студентам исламских учебных заведений вступить в ряды муджахидов.
Шейх Абу Абдуррахман аль-Магриби пишет:
Мы считаем, что эти слова обращены к тем студентам, которые порицают муджахидов — это могут быть мурджииты или те студенты, которые отказываются помогать муджахидам, довольствуются знанием за счет джихада и оставляют муджахидов без поддержки. Муджахиды имеют полное право жаловаться на таких людей — на то, что они порочат их, не присутствуют на сражениях и проявляют малодушие, ведь в наше время муджахиды — это передовой отряд, авангард нашей уммы и лучшие ее сыны…
Не могу согласиться, что кадий Абу Мухаммад настолько наивен, что призывает к джихаду мурджиитов и им подобных недругов муджахидов. Нет никакого смысла призывать их к выходу на джихад – это люди, антиджихадская позиция которых всем известна. И жаловаться на этих людей тоже нет смысла. Сказал Аллах Всевышний: «Если бы они выступили в поход вместе с вами, то не прибавили бы вам ничего, кроме беспорядка, торопливо ходили бы между вами и сеяли бы между вами смуту» (Покаяние, 47). И сказал Он также: «Они являются врагами – остерегайся же их…» (Лицемеры, 4).
Нам кажется очевидным, что призыв кадия Абу Мухаммада, да сохрани его Аллах, направлен именно к тем студентам, которые считают себя сторонниками джихада и муджахидов, но по каким-то причинам всё ещё не вышли на джихад и не присоединились к низаму Имарата Кавказ.
Далее шейх пишет:
Муджахиды, как никто другой, знают, как сильно джихад нуждается в исламских студентах и, тем более, в ученых, которые видят муджахидов в их джихаде и дают им фатвы относительно их операций. Муджахид без знания и религии — это разбойник, т.к. у него есть оружие, которым он может делать то, что пожелает, даже если его действия не соответствуют шариатским нормам. Невежественный муджахид приносит религии вреда больше, чем пользы.
Поистине, это золотые слова, и я уверен, что именно осознание этой истины побудило кадия Абу Мухаммада, да укрепит его Аллах, обратиться к ищущим знания с теми идущими от сердца словами, с той болью за положение Уммы и лучших её сынов-муджахидов.
Далее в статье упоминаются еще некоторые важные истины, с которыми не спорит и не опровергает в своем обращении ни Абу Мухаммад, ни кто-то другой из муджахидов. Это то, что знающие люди нужны для установления Шариата Аллаха; для непосредственного призыва народа к исламу; для идеологической поддержки и защиты муджахидов; что муджахиды должны заботиться о том, чтобы какая-то группа из них занималась изучением религии…
Немного странной выглядит следующая фраза:
Студенты, о которых мы сейчас говорим, снимают с муджахидов фард аль-кифая, заключающийся в обязательном наличии группы мусульман, которая хорошо знает свою религию…
Хорошо, студенты снимают с муджахидов фард-кифайа, то есть коллективную обязанность, но кто снимает со студентов фард-айн – личную обязанность – присоединиться к муджахидам, особенно после того, как амиры муджахидов призвали их к этому?! И какая из обязанностей первоочереднее: фард-кифая или фард-айн?
Далее шейх говорит:
…группы, которая устраняет незнание муджахидами шариатских законоположений.
(В скобках заметим, что переводчик сделал в этом месте серьезную ошибку, переведя: «снимают с муджахидов ответственность за незнание шариатских ахкамов» ).
Всевышний Аллах сказал: «Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться»…
Мы согласны, что первоочередной задачей знающих религию людей является обучение и наставление муджахидов. Но именно для этого зовёт искренних студентов в своём обращении кадий Абу Мухаммад!
Далее шейх упомнает историю о сподвижниках, которых посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم , отправил за получением знаний. Он пишет:
Если кто-то скажет, что те сподвижники ушли по приказу Пророка, صلى الله عليه وسلم, мы ответим: муджахиды обязательно должны отправлять за получением шариатских знаний столько людей, сколько хватит и для них, и для простых людей.
Возможно, шейху Абу Абдуррахману, которого мы знаем как серьезного и ответственного ищущего знания, который своими знаниями много помогает Исламу и мусульманам, не совсем правильно разъяснили положение муджахидов на Кавказе, и из-за этого он неверно применил упомянутую историю.
Во-первых, бесспорно, что амир имеет право отправлять людей по важным для мусульман делам, например, на учёбу. И, естественно, когда увидит в этом необходимость, он может и должен приказать этим людям вернуться на джихад, а они обязаны ему подчиниться.
Во-вторых, ситуация на Кавказе такова, что муджахиды физически не в состоянии отправлять за получением шариатских знаний столько людей, сколько надо им и всему народу, ибо муджахиды ИК противостоят значительно превосходящему их в силах и средствах врагу.
В-третьих, в упомянутом аяте нет далила на то, что во время оборонительного джихада какая-то группа или отдельные мусульмане могут самостоятельно принимать решение об оставлении сражения и занятии вместо джихада изучением исламских наук без разрешения амиров джихада.
В-четвертых, даже если предположить, что процитированный шейхом аят о группе, занимающихся учебой в то время как другие воюют, относится также к джихаду фард-айн, то мы видим, как некоторые из тех, кто отправился учиться, после нескольких лет учёбы не хотят возвращаться и заниматься тем, для чего уехали: «изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним» (Покаяние, 122).
В-пятых, представитель законной власти, кадий Имарата обращается к братьям-студентам: «Мы остро нуждаемся в вас, возвращайтесь и увещевайте!».. А в ответ получает: «Нам некогда, мы заняты более важным делом, мы должны стать великими учеными!». Является ли такой ответ правомерным по Шариату? Не стал ли джихад для студентов после обращения Абу Мухаммада двойным фардом-айн, ведь сказал посланник Аллаха, صلى الله عليه وسلم : «Если вас призовут (обладатели власти), то выходите (на джихад)» (Аль-Бухари и Муслим)?
В-шестых, амиры муджахидов прекрасно понимают, что джихад требует согласованных действий в самых различных сферах от международной политики до воспитания детей. И если уж они призывают студентов выходить на джихад, это происходит не из-за того, что у них примитивный взгляд на джихад только как говорят некоторые, как на «беганье по горам с автоматом».
В-седьмых, если наши учащиеся братья полагают, что обращенное к ним требование амиров присоединиться к джихаду неправильно по Шариату, это указывает на некомпетентность командования. Очевидно, что эта проблема на сегодня более срочная, чем подготовка к установлению шариатского правления на освобожденных от оккупации землях Кавказа. В таком случае для них еще большей обязанностью является направить на джихад хотя бы несколько наиболее знающих человек из своего числа, чтобы как можно скорее решить проблему некомпетентности амиров, или, при необходимости, заменить некомпетентных амиров собой.
Конечно, мусульманам Кавказа в случае победы понадобятся крупные знатоки Шариата. Но сегодня командиры муджахидов видят потребность даже в простых ищущих знания, которые в состоянии разъяснять муджахидам и остальным людям основы их религии. Потому что существует опасность, что без этого победы просто может не быть.
Является ли шариатским оправданием для студента, не откликнувшегося сегодня на призыв амиров джихада, то, что он планирует стать великим ученым?
Шейх Абу Абдуррахман пишет: Реальность также показывает нам, что муджахиды при отсутствии способных студентов портят больше, чем исправляют.
Опять невозможно не согласиться. И опять – именно по этой причине кадий Абу Мухаммад обращается к студентам. И кто после этого обращения будет нести большую ответственность за ошибки муджахидов: муджахиды, просившие помощи, или оставившие их без помощи студенты?
За последние годы мы стали свидетелями того, какую большую пользу исламу, джихаду и мусульманам принесли такие скромные ищущие знания братья как Сайфуллах Анзор Астемиров, Муса Мукожев, Саид Абу Саад, Сайфуллах Губденский, Абу Дуджана и немногие другие. В то время как многие-многие другие, проведя гораздо больше времени, чем упомянутые братья, за изучением исламских наук, всё ещё находят себе оправдания для отсиживания от джихада.
Мы боимся, что, неправильно понятая, статья шейха Абу Абдуррахмана станет еще одним «аргументом» для тех, кто решил отсиживаться «до победного конца».
И да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада и да приветствует.
Зелимхан Мерджо