Эксперты предупреждают, что стремительное удешевление портативных секвенсоров и прочего оборудования для генетических манипуляций может привести к тому, что граждане получат возможность синтезировать в домашних условиях лекарство, действующее на конкретном геноме, то есть на конкретном человеке. Разумеется, лекарство может быть смертельным, и его переносчиком можно сделать генетически модифицированный вирус.
Согласно свидетельствам из книги Рональда Кесслера “In the President’s Secret Service”, Секретная служба США несколько лет назад начала собирать постельное бельё, стаканы и другие объекты, к которым прикасался президент, — всё это позже дезинфицируется или уничтожается с той целью, чтобы злоумышленники не похитили образец генетического материала президента с живыми клетками.
Одновременно ведётся работа по сбору образцов ДНК иностранных лидеров — об этом говорит письмо Хиллари Клинтон с указаниями сотрудникам американских посольств, опубликованное в архивах Wikileaks. Очевидно, что ДНК президента — это ценный материал для иностранной разведки.
Сейчас мы видим бурный научно-технический прогресс в области персональной генной терапии. Специалист по биотехнологиям Эндрю Хэссел из Университета Оттавы пишет, что к 2015 году, скорее всего, медицина начнёт тестировать персональные средства лечения раковых опухолей на генетическом уровне, где лекарство будет доставляться в организм специально сконструированными вирусами. В наши дни уже появились лекарства, действующие только на геноме с одной определённой мутацией: например, Gleevec, Zelboraf, Xalkori и другие.
Энтузиасты синтетической биологии создают дизайн новых вирусов и других организмов на языке программирования SBOL. Можно сделать модификацию обычного вируса гриппа, добавив туда генетический код, например, сибирской язвы, который будет срабатывать только при контакте с определённой последовательностью генов.
Например, это могут быть гены, специфические для определённой расы или какой-то семьи, или одного конкретного организма. В этом случае речь идёт об «индивидуальном биологическом оружии».
Распространив такой вирус на территории противника (например, в Белом доме), никто не обратит внимания, что сотрудники начали слегка покашливать и сморкаться, но когда вирус доберётся до своей цели с указанным генным маркером — сработает вторая его часть, взятая из образца с сибирской язвой.
Чтобы создать («распечатать») реальную копию микроорганизма по программе SBOL, требуется очень дорогое оборудование. Ситуация примерно такая же, как с 3D-принтерами, которые раньше стоили миллионы долларов, но со временем подешевели настолько, что сегодня купить такое устройство может любой желающий.
На сегодняшний день пока не известно ни об одном случае создания генетические модифицированных вирусов в качестве биологического оружия. Однако, спецслужбы заранее готовятся к появлению такой угрозы. Например, ФБР организовала проведение двух конференций по биобезопасности и начала сотрудничать с энтузиастами, которые участвуют в конкурсе по синтетической биологии iGEM (International Genetically Engineered Machine). Конкурс посвящён генным модификациям организмов в домашних условиях.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр