Премьер-министр Турции Эрдоган не возражает против идеи создания альтернативного еврозоне валютного союза на основе турецкой лиры, если переговоры о принятии его страны в Евросоюз не увенчаются успехом.
«Я знаю, что есть некоторые страны-члены ЕС, которые говорят: «Я против евро, я не хочу участвовать в еврозоне. Например, Великобритания. Она вполне довольна собой. Они даже говорят «Вы должны держаться подальше от еврозоны, можете создать зону турецкой лиры. И я сказал, что думаю точно так же», – цитирует Эрдогана Turkish Weekly.
Идея создания альтернативной зоны единой валюты далеко не нова: бывший премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамед предлагал использовать золотой динар для расчетов между мусульманскими странами. В 2002 году он провел переговоры с правительствами Бахрейна, Ливии, Марокко и Ирана, пытаясь убедить их перейти на не привязанную к курсу доллара валюту в коммерческих отношениях с Малайзией, передает Wordyou.
Разговоры о создании валютного союза ведутся и в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива. Первоначально планировалось ввести «динар Залива» в обращение в 2010 году, однако от этой идеи отказались Оман и ОАЭ, и теперь появление у нефтяных монархий единой валюты на смену доллару ожидается не ранее 2015 года.
Однако турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган уверен, что и у евро есть будущее. «Обеспечение политической стабильности в Европе крайне важно для сохранения доверия европейских обществ к Союзу и евро», – заявил он в среду перед встречей с канцлером Германии Ангелой Меркель.
Меркель пообещала, что Европейский Союз продолжит обсуждение перспектив вступления Турции «в духе доброй воли», несмотря на все разногласия.
«ЕС является честным партнером по переговорам, – уверила она. – Эти переговоры будут продолжаться независимо от вопросов, которые мы должны прояснить».
Несмотря на членство Турции в НАТО и давние связи с большей частью Европы, Германия, Франция, Австрия и Нидерланды пока не спешат принимать ее в Европейский Союз. Консервативная партия Меркель Христианско-демократический союз предложила вместо этого предоставить Турции особый статус «привилегированного партнера».
Тем не менее, Германия является крупнейшим партнером Турции, объем торговли между двумя странами достиг в 2011 году 40,7 млрд. долларов, пишет New York Times.
Успехи турецкой экономики, особенно очевидные на фоне финансового кризиса в Европе, премьер-министр Эрдоган объясняет принятыми правительством мерами жесткой экономии и программами реструктуризации, сравнимыми по масштабам с теми, которых Германия требует от нескольких наиболее слабых государств-членов Европейского Союза.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр