Берлинская газета Тageszeitung опубликовала статью своего московского корреспондента Клауса-Хельге Донгата о болезни Путина под заголовком «Путин хромает, двор в неуверенности»(«Putin lahmt, Hofstaat verunsichert»). Газета в частности отмечает::
Президент хромает, граждане протестуют, царит "хаотическое состояние": Кремль охвачен кризисом руководства?
Премьер-министр Японии Ёсихико Нода отказался от визита в Россию в связи с "плохим самочувствием Владимира Путина", что вызвало бурю негодования в Кремле: его пресс-секретарь снова вынужден опровергать слухи о тяжелой болезни своего шефа.
Путин хромает с сентября. Официальная версия, согласно которой президент просто "потянул мышцу на тренировке", едва ли похожа на правду. Как подтверждают операторы государственных телеканалов, согласившиеся побеседовать на условиях анонимности, теперь президента можно снимать только со строго определенных ракурсов.
Да и врачи утверждают, что при спортивной травме поставили бы его на ноги всего за месяц.
Путин снова загнан в угол. Прошлой зимой массовые митинги за честные выборы моментально превратили "гаранта стабильности" в символ отсталости и возвращения в прошлое, а теперь еще болезнь негативно сказывается на имидже вечно молодого и всемогущего президента-мачо.
Кремль, конечно, пытается заглушить небывалый рост недовольства населения репрессиями и навешиванием ярлыков своим политическим противникам, о чем свидетельствует недавнее принятие целого ряда законов, однако вряд ли можно утверждать, что общество запугано.
Закон о государственной измене был ожесточен до такой степени, что теперь в случае необходимости можно провозгласить шпионом каждого, общающегося с иностранцами. Несмотря на все принятые Кремлем меры по удержанию власти в своих руках, гражданское общество упрямо продолжает гнуть свою линию.
Политическое руководство России даже не потрудилось замаскировать антидемократический характер принятых на скорую руку законов, и это свидетельствует о его отказе от курса прежних лет и европейских ценностей.
Оно выбирает "особый русский путь"(spezifisch russischer Weg), в котором нет места переменам, а главный акцент делается на консервативные институты вроде православной церкви и традиционалистов в лице пенсионеров, работников госпредприятий, военных и чиновников.
Между тем бывший политтехнолог Кремля Глеб Павловский отмечает, что в высших эшелонах русской власти царит хаос: многие уверены, что нынешний президент вряд ли сможет в долгосрочной перспективе защищать интересы своей клиентуры.
Да и чиновники рангом пониже, с опаской наблюдая за новой антикоррупционной кампанией, приносящей политические очки в копилку русского лидера, также находятся в полной растерянности: сможет ли устоять система? Кем она пожертвует ради своего сохранения? Пока к уголовной ответственности привлекают только мелких сошек.
Архаическая система авторитарного централизма, бесспорно, канет в лету. Вопрос лишь в том, каким образом это произойдет, - будет ли революция, или внутренний распад, или стране придется пройти через диктатуру. Во всяком случае, любой из перечисленных методов будет мучителен.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр