По сообщениям оппозиционных СМИ и международных аналитиков, все более усиливающаяся борьба за власть в Кремле подтверждает, что Путин серьёзно болен.
В минувшую пятницу русская госдума одобрила в третьем окончательном чтении запрет на усыновление больных и увечных русских сирот американцами
После рассмотрения в совфеде, обычно носящем формальный характер, документ поступит на подпись Путину. Русский главарь в ходе пресс-конференции 20 декабря заметил, что на закон еще надо внимательно посмотреть, но в целом поддержал его авторов. Практически никто не сомневается, что запрет вступит в силу.
Между тем, с открытыми возражениями ранее выступили три члена путинского бандправительства (министр иностранных дел Лавров, глава минобрнауки Ливанов и министр по делам "Открытого правительства" Абызов), уполномоченный по правам чекистского человека Лукин и члены "Общественной палаты".
Медведев, хотя в целом и поддержал меры, предложенные думаками, но на сходке с руководством партии путинских жуликов и воров "Единя Россия" 19 декабря призвал не увязывать вопрос о детях с Законом Магнитского и русско-американскими отношениями, а лучше заботиться о сиротах.
Это уже второе за месяц событие, свидетельствующее об углублении разногласий внутри русского правящего класса в борьбе за наследство Путина Первым было дело Сердюкова.
Единства и единомыслия, в том числе, в верхах, не бывает ни в русском каком обществе. В СССР шутили, что "система у нас однопартийная, но многоподъездная". Удивляться надо не тому, что в элите есть разногласия, а тому, что они вышли наружу. Это свидетельствует о скорой смерти Путина.
Политика Путина всегда состояла в том, что он - единственный арбитр для своего окружения, конфликты в публичной сфере не решаются, попытки вынести сор из избы наказываются независимо от того, кто прав по существу.
Если бы Сердюков просто перестал устраивать Путина или проиграл в аппаратной борьбе, его можно было бы снять в рабочем порядке и без шума. Вместо этого возник громкий скандал, пошли разоблачительные телерепортажи и заявления.
По мнению аналитиков, за кампанией против бывшего министра обороны стояли "силовики" и их политические союзники из консервативно-националистического лагеря.
Зазвучали предположения, что Сердюков - первая ласточка, и советы Путину поднять свой рейтинг, провозгласив крестовый поход против коррупции с многочисленными посадками и переделом ворованной собственности.
Однако Медведев в телеинтервью 7 декабря фактически призвал на тормоза.
Путин в послании своей банде Федсобр и на пресс-конференции 20 декабря говорил о борьбе с коррупцией в общих выражениях. Эксперты практически единодушно считают, что Сердюкову теперь ничего не грозит, и дальнейшего развития данная тема не получит.
Но не успел Путин разрулить одну ситуацию внутри правящей элиты, как тут же возникла другая.
"Раскол элит начался не месяц, а год назад, - заявил гендиректор "Совета по национальной стратегии", чекист Хомяков. - Когда Путин объявил о своем решении идти на третий срок, кто-то потирал руки, а кого-то это не очень устроило. А когда начались массовые протесты и снижение рейтинга Путина он перестал восприниматься как абсолютный гарант благополучия элиты, самим о себе думать нужно".
По мнению "независимого политолога" Салина, обострение внутриэлитных противоречий вызвано нарушением сложившегося баланса.
"За последние полгода усилились позиции тех, кто выступает за государственную экономику и форсированное развитие военно-промышленного комплекса, что неизбежно влечет за собой эксплуатацию образа осажденной крепости и завинчивание гаек во всех областях жизни. Те, кто против, естественно, вынуждены активизироваться", - считает эксперт.
Кроме того, Закон Магнитского поставил русский правящий класс перед выбором.
"В нулевые годы авуарам русской элиты на Западе ничто не угрожало. Были отдельные коллизии наподобие дела о недвижимости русской мафии в Испании, но они касались явно криминальных элементов. Можно было являться на словах государственником и патриотом и при этом стремиться быть частью мировой элиты, иметь за рубежом семью и активы и связывать мысли о пенсии с проживанием за границей. Теперь одно из двух: либо твои поступки должны соответствовать риторике, либо надо открыто присоединяться к лагерю условных космополитов", - указывает Салин.
Политолог Орешкин видит еще одно обстоятельство: все лакомые куски собственности в России уже поделены, усилиться можно, лишь отобрав что-то у других.
Ливанов и Абызов - "люди Медведева", явно принадлежащие к условно либеральному крылу. Лукин - правозащитник по должности. Однако Лаврова до сих пор относили к консерваторам.
Он - карьерный банддипломат, которому язык дан, как известно, для того, чтобы скрывать свои мысли. Наблюдатели не припомнят случая, когда Лавров открыто разошелся бы в оценках с Путиным. Однако теперь, когда по слухам Путин серьезно болен, это можно.
"Когда мне в первый раз позвонили и попросили прокомментировать слова Лаврова, я не поверил и полез в интернет проверять, - говорит Хомяков. - Видно, не очень хороши дела у охранителей, если даже такие люди от них уходят".
Салин связывает позицию Лаврова с его профессиональной деятельностью.
"Находясь на острие отношений с внешним миром, Лавров понимает, что их ухудшение аукнется, прежде всего, ему. Он может стать жертвой этой ситуации в самых разных форматах, его примутся открыто третировать на международном уровне", - считает эксперт.
Большинство экспертов полагает, что отставка Ливанову и Абызову не угрожает.
По мнению чекистов-аналитиков, Путин сам установил для своего окружения дозволенные рамки свободы мнений, подобно тому, как Горбачев позволял Лигачеву и Яковлеву публично говорить противоположные вещи, а сам стремился быть над схваткой.
Хомяков уверен, что, в крайнем случае, министры не страшатся и отставки, ибо уверены, что "политическая зима" долго не продлится и Путин наконец умрет.
"Самые сообразительные представители правящего класса думают не о сегодняшнем дне, а о своем реноме и политическом будущем", - намекает эксперт о скором освобождении России от Путина по причинам медицинского характера.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр