Ожидается новая война, пишет американское издание The National Interest. Речь - о Нагорном Карабахе. Новой внешнеполитической команде президента Обамы придется заниматься этим вопросом, хочет она того или нет.
- «Двадцать лет назад обретшие независимость государства Армения и Азербайджан вели между собой ожесточенную войну за этот уединенный район, состоящий из гор и долин. Армения в той войне победила, но мир не был достигнут. Подписанный в 1994 году хрупкий договор о прекращении огня является единственным осязаемым достижением дипломатии.
С тех пор Вашингтон, Москва и Париж прилагают посреднические усилия в попытке найти решение проблемы. Несмотря на все старания трех государств, включая инициативы их президентов, стороны в этом конфликте переговоры не ведут и вести не хотят. Такой тупик в последние годы ведет к опасной эскалации спора, превращая ситуацию из послевоенной в предвоенную.
Налицо - мощная гонка вооружений, которую ведет Азербайджан, пользуясь своими доходами от продажи нефти и газа, и Армения, получающая поддержку от России. Азербайджан приобретает явное преимущество в военной технике и огневой мощи, однако преимущества имеет и Армения: она владеет местностью и боевыми навыками. У Азербайджана есть покровитель в лице Турции, которая считает, что у нее перед Баку есть братские обязательства. Однако, у Армении есть основанный на договоре военный альянс и историческое партнерство с Россией.
Новая война, скорее всего, станет пирровой для обеих сторон и затмит собой первую войну по масштабам и разрушительной мощи. Первый конфликт ограничивался территорией Карабаха и его окрестностей, и в нем в основном участвовала пехота.
В новой войне Армения и Азербайджан сойдутся друг с другом напрямую, имея гораздо более мощные военные арсеналы. Стороны осуществляют оперативное планирование, исходя именно из этого, и грозят нанесением ударов по объектам гражданской инфраструктуры, таким, как трубопроводы. Серьезные нарушения договора о прекращении огня в последнее время происходят вдоль всей линии совместной границы двух стран, а не только вокруг Карабаха.
Международные посреднические усилия предусматривают сложный механизм урегулирования, но в его окончательном варианте это будет обмен земли на мир. В прежние годы дипломаты и политики в Баку и Ереване в частном порядке признавали, что урегулирование должно включать уход Армении с равнин к востоку и югу от Карабаха, а Азербайджан должен признать, что Карабах - армянский, и обеспечить ему коридор с Арменией в западном направлении.
Сегодня концепция «земля в обмен на мир» по сути дела мертва, и ее не признает ни одна из сторон. Армения требует «всесторонней безопасности» на захваченных землях вокруг Карабаха, а Азербайджан считает, что новые вооружения и поддержка со стороны Турции помогут ему восстановить контроль над Карабахом в полной мере, как это было в советские времена.
Политики с обеих сторон вещают о бесчеловечности и жестокости оппонентов. Каждая сторона использует своих беженцев и купается в культе жертвенности. Одна сторона оскорбляет и совершает жестокости по отношению к другой. В прошлом году Баку прославлял офицера, который зверски зарубил топором армянина в Венгрии.
Ереван публикует карты Армении, которые включают большие участки исконно азербайджанской территории. Каждая сторона полагает, что война принесет ей победу, удовлетворение и чувство свершившейся исторической справедливости. Обе стороны не могут быть правы в своих ожиданиях, но ошибаться они могут определенно.
Более масштабная опасность заключается в отношениях «покровитель-сателлит», которые сложились у этих стран с великими региональными державами. Россия поддерживает такие отношения с Арменией, а Турция - с Азербайджаном.
Анкаре и Москве на самом деле не очень-то хочется вступать в драку в ходе новой карабахской войны, но они могут быть втянуты в нее своими сателлитами, и ситуация в таком случае возникнет весьма опасная. Азербайджан уже вынудил Турцию отказаться от нормализации отношений с Ереваном. (Иран пока особой политической роли не играет, но он обеспечивает Армении важные энергетические и торговые связи. Однако отношения Тегерана и Баку - непростые, и в случае возникновения новой карабахской войны, Иран может попытаться свести счеты.)
Стороны в этом конфликте показывают, что мирное урегулирование без внешней помощи невозможно. Однако иностранных посредников постоянно обманывают, а Баку с Ереваном прячутся за ними, не желая по-настоящему приступать к переговорам. Посредничество могло быть уместным в послевоенной ситуации в 1990-х годах, однако нынешняя предвоенная атмосфера требует более прямых и действенных подходов.
Недостающим звеном в дипломатическом уравнении является Турция, которая должна играть политическую роль, сопоставимую с российской. Только совместными усилиями Москва и Анкара смогут удержать своих клиентов от возобновления войны и заставить их начать настоящие переговоры. Такого рода сговор между традиционными великими державами может и вышел сегодня из моды, но он способен дать результат и поэтому намного предпочтительнее очередной войны.
У Анкары и Москвы - разные приоритеты в отношении Карабаха, но по вопросам Черного моря, Кавказа и Каспия их взгляды в основном совпадают. Обе страны хотят предотвратить новую войну между Арменией и Азербайджаном, не позволив при этом своим сателлитам подвергнуть риску их более общие и масштабные интересы.
К сожалению, Турция сегодня настолько завязла на своих южных рубежах, что уделяет явно недостаточно внимания опасности, нависшей на востоке. Из-за провала попыток нормализовать отношения с Арменией Анкара проявляет излишнюю осторожность и склонна поддаваться влиянию Баку. Однако Карабах дает активной турецкой дипломатии благоприятную возможность для того, чтобы содействовать региональному урегулированию и привести в надлежащее состояние отношения с Ереваном.
Американские дипломаты стараются быть беспристрастными по отношению к Армении и Азербайджану, однако степень влияния США на этот конфликт, откровенно говоря, недостаточна. Следовательно, Вашингтон должен подталкивать Турцию к проявлению большей активности и приветствовать сотрудничество России и Турции в качестве миротворцев на Кавказе».
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр