С планами НАТО вывести войска из Афганистана руководство Узбекистана хочет заключить сделку: мы вам предоставим для вывода дороги, если вы оставите нам часть лишнего транспорта и другое военное оборудование. Об этом пишет «Нью-Йорк Таймс».
Официальные лица Узбекистана в обстановке закрытости обратились к официальным лицам США, Германии и Великобритании с этим предложением, несмотря на международные санкции. Об этом сообщают официальные лица стран НАТО, активисты по правам человека и немецкая пресса. В списке — бронированные автомашины, миноискатели, вертолеты, навигационная аппаратура и приборы ночного видения.
В западных столицах обратили внимание на это предложение и то, что Кремль достаточно раздражен и продвигает военную сделку с соседом Узбекистана — Кыргызстаном.
Согласно рейтингу Transparency International, Узбекистан — 6-я по уровню коррупции страна в мире и против нее действуют санкции по поставкам большинства военной продукции из Европы и США, введенные после того, как стало известно о смерти политзаключенных 10 лет назад от пыток кипяченой водой. В действительности их сварили заживо, отмечает газета.
США смотрят на предложение Ташкента вполне серьезно, что частично сняли эмбарго на поставки военной продукции. Также в Вашингтоне в январе состоялись межведомственные встречи, чтобы рассмотреть это предложение.
Наследие оставленного вооружения в военных зонах типичное, включая Афганистан, который стал шумным базаром для торговли подержанным оружием после вывода советской армии в 1989 году.
Госдеп США выступил с заявлением, в котором обрисовал параметры вооружения, которое может быть оставлено в возможных сделках со странами Центральной Азии. Воодушевленные этим узбеки расширили запрос, рассказал газете один высокопоставленный американский дипломат на условиях анонимности. Запрос расширился за счет приборов ночного видения, а также крупной и дорогой продукции, как 14-тонные бронетранспортеры MRAP, которые защищают войска от дорожных бомб.
Немецкий Der Spiegel пишет, что узбеки положили глаз на стрелковое вооружение, миноискатели, приборы навигации и, возможно, беспилотники. Другая немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung сообщила, что узбеки также хотят несколько вертолетов, которые базируются на базе в Термезе. На переговорах с Великобританией также стоит вопрос о передаче внедорожников Land Rover и другого военного автотранспорта.
Подобные переговоры уже обеспокоили немецких парламентариев, которые требуют прояснения. «Или узбеки хотят много денег, или они хотят оружия. Я слышала от информированного источника, что они не заинтересованы в гражданской помощи или что-то прогрессивное вроде обмена студентами между университетами. Они предпочитают военную сферу», - говорит депутат Виола фон Крамон.
«Узбекистан имеют ужасную и жестокую историю соблюдения прав человека из 100 стран, в которых работает Хьюман Райтс Уватч», - говорит Стив Свердлов, исследователь этой организации, который был депортирован из Узбекистана в 2010 году.
В 2005 году на площади в Андижане военные убили 745 человек, по данным оппозиционной партии. Экономика страны также зависит от рабского труда на хлопковых полях, в том числе детского. Пока военные западных стран имеют дело с Узбекистаном, больше 100 мировых брендов одежды подписали соглашение, по которому отказываются покупать узбекский хлопок, пишет «Нью-Йорк Таймс».
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр