Крупное чекистское агентство РБК в очередной раз разразилось нападками на правду в интернете. Гебисты, в частности, пишут (в тексте сообщения кое-где заменена их ругательная терминология на нормальную):
- Интернет открыл значительные возможности для обмена информацией, которые выросли в разы с появлением социальных сетей. Сегодня каждый может найти себе подходящую нишу, обзавестись друзьями и единомышленниками, продвигать свои идеи.
Но эти идеи далеко не всегда безобидны. Среди таких идей - истинный Ислам. За два года заявления и проповеди Докку Умарова и Саида Бурятского никуда из всемирной сети не делись, вполне могут найтись желающие повторить их путь.
Наиболее правильные исламские течения в принципе отрицают все, что не существовало (речь об общественных отношениях и законах – КЦ) во времена пророка Мухаммеда (отчасти из этого происходит неприятие этими направлениями современной демократии и государственных институтов).
Несмотря на это, они оказались в числе наиболее активных и продвинутых пользователей Интернета. Лицо глобального Джихада менялось с развитием информационных технологий ради главной цели - обеспечить доставку самых актуальных материалов Аль-Кайды каждому интересующемуся пользователю.
"Первоначально эти материалы - экстремистские, террористические, пропагандистские, агитационные, мобилизационные - на специальных сайтах, - рассказывает член "Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ", президент "Института религии и политики" Александр Игнатенко. - Были многочисленные сайты Аль-Кайды.
Потом, когда эти сайты стали "гонять" и арабские спецслужбы, и американские, и, может быть, даже российские - мне это неизвестно, тогда это было слабо развито - они перешли на сайты-форумы и на загрузочные сайты, которые можно контролировать, но с некоторым опозданием. Было множество таких сайтов-форумов, которые часто создавались при бесплатном хостинге".
Последнее новшество в арсенале джихадистов - соцсети. "Третий и современный этап - активное использование сайтов двух предыдущих типов, плюс использование социальных сетей типа Facebook и YouTube, где дается очень много материалов, о которых мы говорим", - говорит Игнатенко.
Конечно, новшества не подменили полностью предыдущие ступени развития.
Не раз блокированный Кавказ-Центр переехал на новый адрес. По информации МИД РФ, сервера КЦ находятся в Швеции, и попытки воздействовать на правительство этой страны с целью закрытия сайта пока не привели к успеху.
Периодически "падают" сайты Хунафа, UmmaNews, vdagestan, запрещенного в России движения Хизб-ут-Тахрир.
Как правило, им довольно быстро удается возобновить работу. К тому же многие из них обзавелись резервными адресами. Так, на "Вилаят Дагестан" можно перейти сразу по трем адресам, хотя два из них внесены в список экстремистских сайтов. Но пока органы в очередной раз блокируют тот же Кавказ-Центр, его создатели распространяют свой контент уже иными, более современными путями.
Социальные сети (ВКонтакте, Twitter, Facebook) и другие позволяют легко делиться созданным контентом со всем миром. Мусульмане быстро освоили новые методы и приобрели мобильность, недоступную обычным сайтам.
Аккаунты в соцсетях создаются гораздо быстрее сайтов, а уже на них можно разместить ссылки на тот же YouTube. Да и создать новую страничку в соцсети гораздо проще, чем сайт.
Практически все крупные информационные сайты джихадистов за рубежом обзавелись аккаунтами в соцсетях.
Кавказ-Центр, Вилаят Дагестан и др. - все имеют странички в наиболее популярных социальных сетях, зачастую "дружат" друг с другом. Последние новости войны на Северном Кавказе с видеоматериалами, комментариями сочувствующих и возможностью общаться с единомышленниками посредством персональных сообщений - к услугам подписчиков.
В Twitter у Кавказ-Центра почти 6 тыс. подписчиков и около тысячи друзей в Facebook (здесь он, правда, выступает не под традиционным названием, а под именем модератора сайта). В каждой записи - ссылки на работающую в России версию сайта.
Есть и страничка Салмана Булгарского, который подробно освещает события в Сирии с точки зрения воюющих там моджахедов. В конце 2012г. На его страничке в Facebook регулярно появляются сообщения о наборе в очередную группу воинов Аллаха для борьбы с Башаром Асадом.
Где-то там можно найти и размышления исламских богословов о том, лучше ли осуществлять Джихад у себя на родине или помогать братьям в других странах.
"ВКонтакте" прошлой осенью появилось несколько роликов из Сирии с подписью "Предоставлены братом Айратом Вахитовым с поля боя" с названиями типа "Штурм нашими ребятами 46-й части вчера" (именно так - на русском и "нашими").
Айрат Вахитов - кстати, имя россиянина, в 2002 г. взятого в плен американскими войсками в Афганистане и заключенного в Гуантанамо. После освобождения его и других мучеников американских застенков, в 2005 г. А. Вахитов был объявлен в розыск уже в России в связи с подозрением в подрыве газопровода в Бугульме, но уехал за границу.
Среди его работ есть, например, лекция "39 способов помощи Джихаду и участия в нем". Хотя суд признал материал экстремистским, найти его можно без проблем на ряде российских интернет-видеосервисов, например, на video.mail.ru.
На некоторых исламских форумах сообщается, что А.Вахитов не только является автором указанных видео, но он же является Салманом Булгарским. Впрочем, официально россиян, воюющих в Сирии на стороне противников Асада, разумеется, нет.
Развитие технологий передачи данных произвело настоящую революцию в том, как люди снимают, распространяют и смотрят видео. Больше не нужны громоздкие специализированные камеры и телестудии. На нынешние телефоны можно снимать целые фильмы и в два клика отправлять на YouTube. Джихадисты используют это для распространения информации.
Весной 2010г. в селе Экажево в Ингушетии принял Шахаду Саид Бурятский. Настоящее его имя - Александр Тихомиров, наполовину бурят, наполовину русский.
Утверждалось, что он причастен к операциям у полицейского участка в Назрани и Театральной площади в Джохаре, покушению на "президента Ингушетии" и Юнус-Бека Евкурова и подрыву "Невского экспресса".
Тихомиров якобы готовил Шахидов для диверсионных операций: без малого за год до его Шахады Кадыров называл Саида Бурятского "главным идеологом терроризма на Северном Кавказе".
Сам он говорил, что лишь готовил бомбы для диверсионных операций, однако даже подтвержденных фактов достаточно, чтобы признать его взгляды экстремистскими. Суд принял такое решение, по крайней мере, в отношении двух из его видеообращений (№1469 и №1472 в "списке запрещенных экстремистских материалов").
Тем не менее, YouTube по запросу "Саид Бурятский" предложит несколько страничек с выступлениями Тихомирова на темы Джихада и мученичества во имя веры.
Саид Бурятский - не исключение. Шамиль Басаев, Докку Умаров, Анзор Астемиров, Хаттаб - практически каждый известный амир за последние 10 лет оставил свой след на YouTube.
Саид Бурятский - лишь пример из океана подобных случаев. Практически любой отечественный или зарубежный сайт, связанный с Джихадом, предложит посетителю десятки ссылок на YouTube с проповедями и заявлениями амиров.
По запросу "последний звонок Дагестан" YouTube выдает записи разговоров блокированных моджахедов с родственниками: прощаются с близкими и рассчитывают через несколько часов оказаться в Раю. Юзеры найдут сцены Джихада из любого уголка мира - от Чечни начала 2000-х до вчерашних боев моджахедов с войсками в Сирии, заключает чекистское агентство РБК.
Укажем со своей стороны, что, согласно оценкам западных советологов, по уровню демонизации русско-чекистским агитпропом, Кавказ-Центр может соперничать с Народно-трудовым союзом (НТС), с журналами "Посев" и "Грани" во Франкфурте-на-Майне во времена Советского Союза, то есть, идеологическим врагом № 1 тоталитарной России.
Агитпроп в России всегда работает по устоявшимся схемам и стереотипам.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр