Война в Сирии угрожает России на Кавказе

Война в Сирии угрожает России на Кавказе

Война в Сирии все больше дестабилизирует Кавказ, пишет канадское издание Mondialisation.

Ведущие борьбу против Кремля чеченские моджахеды (на самом деле речь идет об участии в джихаде в Сирии практически всех народов Имарата Кавказ – КЦ) оказывают поддержку сирийской исламской оппозиции.

В России опасаются, что установление Шариата в Дамаске может отразиться на равновесии всего региона. Кроме того, возникшие в Сирии этнические конфликты могут перекинуться на Южный и Северный Кавказ.  

Канадское издание приводит абсолютно нереальные цифры добровольцев из Чечни и других регионов Кавказа, участвующих в военных действиях Сирии. По данным Mondialisation одних только чеченцев там до 6 тысяч.

Издание пишет, что Чечня ведет борьбу с Россией с начала 90-х годов и напоминает, что в августе 2012 года в Сирии был убит сын знаменитого чеченского командира Руслана (Хамзата) Гелаева.

Mondialisation указывает, что несмотря на то, что война в Чечне «официально закончилась» в 2009 году, ситуация там до сих пор остается напряженной. Кроме того заметно растет число диверсионных и партизанских ударов в соседних Ингушетии и Дагестане. А в октябре прошлого года, впервые со Второй мировой войны, Кремль отправил дополнительную армию в регион, пишет канадское издание. 

Mondialisation ссылается на российских экспертов, которые считают, что в Чечне фактически идет гражданская война и не исключают возобновление на Северном Кавказе третей крупной войны.

Тяжелейший социально-экономический кризис (уровень безработицы достигает 50%, а инфраструктура практически уничтожена) и возмущение по поводу военных преступлений российской армии до сих пор подпитывают поддержку моджахедов, уверено канадское издание.

В ходе боевых действий с начала 1990-х годов погибли по меньшей мере 125 тысяч человек из миллионного населения Чечни, пишет Mondialisation. Укажем в этой связи, что по данным чеченской стороны на самом деле убито до 255 тысяч человек, в том числе более 40 тысяч чеченских детей в возрасте от 0 до 11 лет. 

В Кремле не без основания опасаются, что появление в Сирии исламского правительства усилит «радикальные тенденции на Кавказе», а также укрепит позиции «американского империализма», который может «оказать сепаратистам финансовую и военную помощь». 

Кроме того, поток беженцев из Сирии, где проживает немало пришедших с Кавказа народов, также может привести к усилению межэтнической напряженности в регионе.

К числу проживающих в Сирии кавказских народов относятся, например, 100 тысяч черкесов, которые оказались в опасности из-за войны. Черкесы бежали с Северного Кавказа во второй половине XIX столетия, когда регион был захвачен царской армией после массовых, кровавых этнических убийств.

В конце 2011 года представители черкесов обратились к российскому правительству с просьбой позволить им вернуться обратно. Тем не менее, к настоящему времени Кремль одобрил эмиграцию в Россию лишь 500 человек. Черкесы также являются мусульманами, и Москва опасается, что их переезд может усилить происламские тенденции в Чечне. 

Что касается беженцев из Армении, Сирия (наравне с Ираном) стала для них одним из главных направлений. Армянская диаспора в Сирии насчитывает 80 тысяч человек. В прошлом году около 6 тысяч сирийцев армянского происхождения бежали в Армению, и многие другие рассчитывают в скором времени последовать за ними.  

Как и многие другие этнические меньшинства в Сирии, армян (в своем большинстве они христиане) считают сторонниками Башара Асада. Хотя они официально заявили о своем нейтралитете в войне, некоторые источники сообщают, что им достается от обеих сторон. Повстанцы сожгли церкви, школы и дома в армянских районах и убили несколько местных жителей. 

В Армении, которая тяжело переживает последствия мирового экономического кризиса (официальный уровень безработицы составляет 40%), многие беженцы не могут найти работу и вынуждены жить в нищете. В столице страны Ереване арендная плата резко взлетела вверх из-за огромного количества беженцев. 

Эскалация войн на Ближнем Востоке обостряет межэтнические конфликты на Кавказе. По данным иранских СМИ, Азербайджан якобы принял участие в вооружении сирийской оппозиции.

За последний год отношения Ирана и Азербайджана заметно ухудшились. Баку принимает активное участие в подготовке операции США и «Израиля» против Ирана. Поэтому американская газета Washington Post даже назвала Азербайджан «анти-Ираном».   

Азербайджан поддерживает тесные экономические и военные отношения с «Израилем», который представляет собой второго по значимости импортера азербайджанской нефти и газа. Последние годы Баку систематически модернизирует свои вооруженные силы при поддержке США и «Израиля». 

Как пишет американский журнал Foreign Policy, Баку предоставил Тель-Авиву доступ к военно-воздушным базам неподалеку от северной границы Ирана, которые могут быть использованы для нанесения воздушных ударов. В 2011 году Азербайджан и «Израиль» заключили оружейное соглашение на сумму более 1,6 миллиарда долларов. Деньги дают Баку возможность приобрести ракетные комплексы морского базирования и беспилотники. 

В декабре британская газета Sunday Times написала, что «Израиль» готовит планы «превентивного» удара по Ирану с использованием развернутых на территории Азербайджана дронов. Тем не менее, Баку и Тель-Авив официально опровергли эту информацию. 

Как бы то ни было, для Вашингтона и Тель-Авива вполне очевидно, что Азербайджан может стать важным фактором в войне против Ирана. Причем связано это не только со стратегически выгодным расположением страны на берегу богатого энергоресурсами Каспийского моря и у северо-западной границы Ирана. Еще один значимый момент заключается в том, что на севере Ирана проживают примерно 20 миллионов людей с азербайджанскими корнями. Хотя население самого Азербайджана составляет всего 8 миллионов человек.  

После распада Советского Союза и провозглашения независимости Азербайджана 20 лет тому назад между Баку и Тегераном вспыхнули территориальные споры. В настоящий момент США пытаются использовать эту межэтническую и региональную напряженность для реализации собственных геостратегических интересов. Вашингтон рассматривает отделение северной части Ирана как неотъемлемую часть направленной против него военной стратегии. 

Летом прошлого года конгрессмен-республиканец Дана Рорабахер (Dana Rohrabacher) отправил госсекретарю Хиллари Клинтон письмо с призывом бороться за «независимость Южного Азербайджана от Ирана и возможность объединения с Азербайджанской Республикой». Американский посол в Азербайджане немедленно подчеркнул, что все это - исключительно личная точка зрения Рорабахера. 

Уже больше года в азербайджанском парламенте обсуждается возможность изменения названия республики на «Северный Азербайджан», что представляет собой совершенно открытую провокацию в адрес Ирана. 

По мнению канадского издание, за всеми событиями на Ближнем Востоке якобы стоят США, которые хотят «дестабилизировать весь регион и разжечь межэтнические конфликты, чтобы тем самым ослабить позиции России и Китая, а также подготовить почву для нового раздела этой богатой ресурсами территории».

Это утверждение Mondialisation весьма спорно, так как по мнению большинства не ангажированных аналитиков, на самом деле т.н. «арабская весна» пришла совершенно неожиданно как для США, так и для западного альянса в целом.

А что касается Сирии, что очевидная непоследовательность и медлительность в действиях США и стран Запада лишь подтверждают, что западный альянс попросту не имел адекватного ответа на события в регионе, во всяком случая, до последнего времени.

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр