Законодательные поправки, принятые в декабре 2011 года, запрещают ввоз, публикацию или распространение материалов религиозного содержания без одобрения Государственного комитета по делам религиозных организаций. Согласно поправкам, принятым парламентом Азербайджана 22 февраля, не только литература, но и аудио- и видеоматериалы должны будут снабжаться торговыми марками, и их продажа будет разрешена только в специализированных магазинах.
Теолог Бакинского государственного университета Алтай Гоюшев говорит, что правительство обеспокоено влиянием на ислам со стороны некоторых стран.
Азербайджан преимущественно мусульманская страна с шиитским большинством. В Азербайджане ислам начал возрождаться после распада Советского Союза в 1991 году, и власти часто выражали обеспокоенность в связи с попытками Тегерана распространить свое влияние на суннитское меньшинство. Правительство с сомнением относится и к суннитам - салафитам, которые имеют отношение к арабскому миру.
«В Азербайджане появилось новое поколение верующих, которые занимают очень активную позицию, - сказал Гоюшев. – Правительство хочет контролировать их и оказываемое на них [иностранное] влияние. Оно хочет превратить ислам в нечто такое, чем оно сможет владеть и контролировать».
Властей особенно раздражают обвинения исламских лидеров в неправильном управлении страной и коррупции. В 2011 году председатель Исламской партии Азербайджана Мовсум Самедов был арестован за сравнение президента Ильхама Алиева с одним из самых ненавистных персонажей в шиитской традиции.
Против ограничения доступа к мусульманской литературе выступают такие религиозные деятели, как председатель суннитской общины Лезгинской мечети в Баку Фаик Мустафа.
«Литература необходима нам так же, как и всем, - сказал он. – На самом деле она нужна нам больше, потому что ислам - очень сложная наука. Вопреки стереотипному представлению, что мы собираемся в мечети просто поговорить, мы здесь должны очень много читать, чтобы знать об исламских законах о браке, собственности, доходах и других. Религиозная литература является основой развития нашей общины».
Зампредседателя оппозиционной партии Ана Вэтэн и член парламентского комитета по обороне и безопасности Захид Орудж поддерживает принятие поправок, в том числе и мер по ограничению продажи религиозной литературы. При этом у него есть свое мнение относительно того, какими должны быть эти меры.
«Невозможно контролировать религиозную литературу в эпоху интернета, - пояснил он. Для борьбы с экстремизмом мы должны обучить азербайджанцев исламу… это необходимо для превенции экстремистских исламских тенденций, проникающих из-за рубежа».
Парламентские дебаты коснулись и экстремистских проявлений исламских обрядов. Депутат Ильхам Алиев (тезка президента Азербайджана) сказал, что он на дух не переносит бород и коротких штанов, которые предпочитают салафиты и заявил, что эти люди должны быть изгнаны из общества.
Международные правозащитные организации зафиксировали несколько случаев притеснения салафитов. Помимо намеков на то, что они являются потенциальными террористами, власти недовольны тем, что община салафитов старается избегать регистрации в государственном органе, который руководит суннитскими и шиитскими общинами Азербайджана.
34-летний студент каирского университета Аль-Азхар Эмиль Джафарли считает несправедливым предвзятое отношение к людям бороды и короткие штаны, которых являются проявлением их вероисповедания.
«Это ведь не мода и не то, чем они хотят отличаться от окружающих; это неотъемлемая часть их вероисповедания,- сказал. Абсурдно изолировать нас из-за того, как мы выглядим или вводить правила для запрета этого. Это было бы нарушением наших прав».
Торговец самодельного ларька на окраине Баку Ровшан Мехралиев, может оказаться в числе тех, кого затронут новые ограничения о местах продажи исламских книг.
Даже сейчас он говорит: «Чиновники все время приходят и проверяют литературу. Я не продаю ничего такого, что могло бы нанести вред государству».
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр