Люк Хардинг сообщил в "Гардиан" о развале общественного (!) дознания (инквеста) по делу об убийстве опергруппой Лугового полонием-210 в Лондоне 1 ноября 2006 русского диссидента Литвиненко.
Развал произошел сразу после поездки к Путину в Сочи британского премьера Кэмерона, в ходе которого оба лидера договорились о возобновлении сотрудничества своих спецслужб. Люк Хардинг пишет:
"Инквест по делу Литвиненко близок к развалу после того, как коронер постановил засекретить самые важные свидетельства. В этом коронер частично удовлетворил требования министра МИД Уильяма Хейга.
Коронер Роберт Оуэн нехотя согласился исключить из инквеста материал, указывающий на участие в убийстве Литвиненко русских секретных служб. Он также согласился засекретить свидетельства, которые могли указать на то, что британские власти были в состоянии предотвратить убийство Литвиненко в 2006 году.
В решении, опубликованном во второй половине дня в пятницу, Оуэн признал, что его постановление означает, что инквест, который по плану должен был начаться 2 октября, может закончиться с формулировкой "незавершенный, вводящий в заблуждение и нечестный".
Он предпринял очень необычный шаг, предложив правительству провести тайный инквест по убийству Литвиненко, в котором за закрытыми дверьми будут заслушаны чувствительные свидетельства.
Другие участники инквеста, включая вдову Литвиненко Марину, а также адвокаты, работающие на СМИ, возражали против ходатайства Хейга. В пятницу они были в полном негодовании от постановления Оуэна, которое последовало за несколькими днями секретных слушаний (аккурат после возвращения Кэмерона из Сочи - КЦ), на которые их не пустили.
"Я считаю, что открытое судопроизводство опустилась ниже некуда, если свидетельства об ответственности и возможности предотвращения убийства Литвиненко заслушиваются только на секретном заседании", сказал адвокат
"Гардиана" и других СМИ Джэн Клеменс.
Министр МИД сослался на акт PII от 7 февраля. Он указал, что если будут разглашены секретные свидетельства, то они могут нанести "ущерб национальной безопасности и/или международным отношениям". Других подробностей министр не сообщил.
Бен Эммерсон, адвокат Марины Литвиненко, выразил сильное возражение против просьбы Хейга и обвинил правительство в "сокрытии преступления".
Он сказал, что Хейг и Дэвид Кэмерон пытаются подавить разглашение материала не по причине разведывательного характера, а чтобы не нанести ущерба интересам Британии в торговле с Россией.
"На самом деле правительство, сказал он, танцует тарантеллу под тиражированием русских".
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр