Вопрос: Это вопрос очень важный, ибо с ним сталкиваются все братья находящиеся в российских лагерях, и я уверен, что всех он очень интересует, так как появляются те, кто говорит что это харам и что это бид’а и что малого амирства вообще не бывает.
Ахи, повторю вопрос. Тут нам в лагере среди мусульман в джамаате нужно выбрать лидера (амира)? Это для нас, в нашем положении ваджиб или сунна? Брат и если уже выбрали и дали обещание слушаться, то слушаться это ваджиб или сунна? И как должно происходить его избрание? Ему надо дать байат или просто пообещать, что будем слушаться?
Брат нам тоже очень интересно ваше личное мнение по нашему вопросу. джазака-Ллаху хайран. ас-Саламу ‘алай-кум ва РахматуЛлах
Ответ:
الحمد لله رب العالمين
والصلاة والسلام على نبينا محمد وعلى آله وأصحابه ومن تبعهم بإحسان إلى يوم الدين
Ва алейкум ас-салам ва рахматуллахи ва баракатух.
Ва джазакуму-ллаху хайран.
Факихи разделили правление на «общее» (الإمارة العامة) и «частное» (الإمارة الخاصة). «Общее правление» — это власть общего правителя мусульман — халифа, а также тех, кто по своим обязанностям и полномочиям подобен халифу, как правители исламских государств, наместники в крупных регионах, отдаленных от центра, командующие больших армий, которые выполняют также судебные функции.
Про «частное правление» пишет Аль-Маварди: Власть амира ограничена делами войска и управлением населением, обереганием территории и охраной святынь. И он не имеет права заниматься судом и вынесением решений, а также сбором хараджа и заката. (Аль-ахкам ас-сультаниййа, 1/,64).
Что касается установления руководителя в прочих совместных занятиях мусульман, то нет сомнения в его законности и обязательности в случае, если носитель шариатской власти отсутствует.
Сказал посланник Аллаха: «Если трое вышли в дорогу, то им следует выбрать себе одного амиром» (Абу Дауд, 2242, Аль-Альбани назвал хорошим достоверным).
И сказал он также: «Не дозволено для троих человек находиться в местности вне населенного пункта, не выбрав себе одного амиром» (Ахмад, 6647).
Сказал шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа: Надлежит знать, что управление делами людей – одна из важнейших обязанностей религии, более того, без него невозможно существование ни религии, ни мирской жизни. Поистине, дела сынов Адама могут осуществляться только с их объединением для помощи друг другу, и для этого им настолько необходимо единое руководство, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если трое вышли в дорогу, то им следует выбрать себе одного амиром», и сказал он: «Не дозволено для троих человек находиться в местности вне населенного пункта, не выбрав себе одного амиром». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал обязательным выбор амиром одного человека в маленькой непостоянной группе путников, чтобы указать на необходимость этого в остальных формах объединения людей. (Маджмуу-ль-фатава, т. 28, стр. 390).
Сказал имам Аль-Багави: Поистине, им повелено это, потому что, если они будут исходить из одного мнения, это лучшим образом отдалит их от разногласий между собой. (Шарху-с-сунна, 11/23).
Сказал имам Ат-Тахави: В этом хадисе указание, что амира, которого выбирают для себя люди, находясь в отдалении от своих правителей, посланник Аллаха сделал подобным этим правителям с точки зрения обязательности для этих людей послушания и подчинения ему, также как и в отношении их правителей, когда люди находятся рядом с ними (Мушкилю-ль-асар).
Конечно, амир выбирается или назначается, чтобы ему подчинялись, и нет никакого смысла в амире, которого можно не слушаться. Естественно, подчинение амиру – любому амиру – обязательно только в рамках Шариата, и нет подчинения сотворённым в ослушании Творцу.
Сказал посланник Аллаха: «На мусульманине лежит обязанность слушаться и подчиняться, нравится ему приказ или нет, если только ему не будет приказано совершить грех. Если же ему будет приказано совершить грех, то нельзя ни слушаться, ни подчиняться» (Муслим).
Передал имам Ад-Дарими, от Умар, да будет доволен им Аллах: Поистине, нет ислама без джамаата, и нет джамаата без правления (имары), и нет правления без подчинения.
Что касается байата, то присяга фактически представляет собой договор и обещание выполнять приказы. Присяга дается либо общему правителю, либо военному амиру, и в книгах я не встретил упоминания о присяге другим руководителям. С другой стороны, выбор человека амиром, или вступление в джамаат автоматически означает согласие подчиняться этому амиру.
В заключении сделаем важное замечание о том, что надо учитывать, что сегодня мусульмане, особенно находящиеся под властью кафиров, очень ограничены в своих возможностях, и чрезмерная требовательность амира может привести к развалу джамаата и другим нежелательным последствиям. Поэтому амир и его ближайшие помощники должны со всем возможным усердием стараться сделать свою работу наиболее мудрой, защищающей мусульман от вреда кафиров и приносящей пользу исламу и мусульманам. Для этого необходимо постоянно пополнять свой багаж знаний и советоваться с братьями, как сказал Всевышний Аллах, описывая верующих: «они совещаются между собой о делах» (Совет, 42:38).
Мы просим Аллаха, чтобы Он облегчил положение наших братьев и сестёр, находящихся в руках у кафиров, дал им стойкости, увеличил награду и ускорил освобождение.
Зелимхан Мерджо