***
Американские конгрессмены говорят, что Путин вызывает у них все большее возмущение, и требуют, чтобы президент Обама жестко взялся за Россию в связи с серией ссор и перебранок, возникших недавно в отношениях между Москвой и Вашингтоном, пишет издание The Hill.
За последние две недели эта страна приговорила к пяти годам лишения свободы самого резкого критика Путина и посмертно осудила умершего разоблачителя правонарушений, которого защищал конгресс. Плюс ко всему Кремль сейчас рассматривает вопрос о предоставлении убежища разоблачителю секретов АНБ Эдварду Сноудену, а это, по словам законодателей, поставит российско-американские отношения на самый низкий уровень со времен холодной войны.
«Все, хватит, – объявил в пятницу сенатор-демократ от штата Нью-Йорк Чарльз Шумер (Charles Schumer), представив резолюцию, призывающую перенести сентябрьский саммит Группы 20 из Санкт-Петербурга в какую-нибудь другую страну, если Россия не выдаст Сноудена. – Пора подать президенту Путину предельно четкий сигнал о предосудительном поведении России, а данная резолюция как раз и призвана это сделать».
Готовивший эту резолюцию совместно с Шумером сенатор Линдси Грэм (Lindsey Graham) (республиканец от Южной Каролины) произвел в начале недели фурор в СМИ, заявив на Капитолийском холме, что Обаме следует отказаться от участия в сочинской Олимпиаде 2014 года, если Сноудену будет предоставлено убежище.
«Я бы просто отправил русским самый недвусмысленный сигнал из всех возможных, – заявил Линдси Грэм, когда его спросили о возможности бойкота, – Это могло бы помочь, потому что их действия просто возмутительны». Такие чувства разделяют и члены палаты представителей.
«Я полностью разочаровался в России, – сказал демократ из Массачусетса Джим Макговерн (Jim McGovern). – Каждый день ситуация с правами человека там ухудшается».
Макговерн стал в палате представителей автором законопроекта, нацеленного против предполагаемых нарушителей прав человека. Закон этот был назван именем Сергея Магнитского – умершего в заключении разоблачителя фактов коррупции. Макговерн призвал администрацию включить в этот список высокопоставленных представителей путинского правительства, запретив им въезд в Соединенные Штаты и владение активами в этой стране.
«Мы дали администрации очень эффективный инструмент, и она должна его использовать, – заявил Макговерн газете The Hill. –Сейчас не время хранить молчание, сейчас надо громко говорить о том, что там происходит».
«Мы недостаточно сильно давим на них, и они не помогают нам по Сирии. Нам важно дать им отпор, а если мы этого не сделаем, то кто? Никто».
Белый дом дал понять, что президент Обама может отменить запланированную встречу в Москве перед проведением саммита G-20, если Сноуден получит убежище. Макговерн сказал, что это будет хороший шаг.
«Если он не сделает в Москве очень резкое заявление, то я не вижу смысла в этом визите, – сказал он. – Зачем поддерживать Путина в момент, когда, если говорить откровенно, весь мир должен его критиковать?»
Администрация уже и без того возмущена действиями Путина, который продолжает поддерживать Башара Асада, но хочет продолжать сотрудничество с Россией в контртеррористической борьбе, по иранской программе создания ядерного оружия и по другим приоритетным вопросам.
Член палаты представителей от Массачусетса Уильям Китинг (William Keating), являющийся главным демократом в комиссии по Европе, действующей в составе комитета по иностранным делам, заявил, что администрация оказалась в сложном положении. Он призвал оказать дополнительное давление на Путина, но не принимать меры, наносящие вред интересам США, такие как отказ от участия в Олимпиаде и в саммите Группы 20.
«Они любят тыкать нам пальцем в глаза, – сказал Китинг. – И в определенном смысле они делают это здесь».
Член палаты представителей от Вашингтона демократ Адам Смит (Adam Smith), работающий в комитете по делам вооруженных сил, назвал Сноудена и Сирию «усугубляющими факторами» в и без того напряженных отношениях.
«Россия это важный игрок на международной сцене, – сказал Смит. – Нам надо искать точки соприкосновения и находить способы для совместной работы».
Некоторые республиканцы во всем винят непосредственно Обаму.
«Этот президент считал, что если он уделит внимание России, то это изменит ее поведение. Но оно явно не изменилось, – заявил член палаты представителей республиканец из Огайо Майк Тернер (Mike Turner), являющийся старшим членом комитета по делам вооруженных сил и часто критикующий стратегию администрации Обамы в области противоракетной обороны. – Она антагонистически настроена по отношению к США и к американской политике, и к ней надо относиться соответственно».
Член палаты представителей республиканец из Нью-Джерси Крис Смит (Chris Smith), председательствующий в подкомиссии по правам человека в составе комитета по иностранным делам, сказал, что «перезагрузка» Обамы в отношениях с Россией стала «абсолютной катастрофой». Он заявил, что президент должен оказывать более сильное давление на Москву в вопросах соблюдения прав человека, уделяя при этом внимание обоснованным озабоченностям России – скажем, заявлениям ее представителей о гибели в США за 20 лет 19 приемных детей из этой страны.
«При Буше не все было розовым, но между Бушем и Путиным было взаимопонимание и взаимное уважение, – сказал Смит. – А сейчас даже намек на отмену встречи будет считаться незрелостью со стороны президента, если он пойдет таким путем. Встречаются люди, с которыми ты не соглашаешься, но надо искать точки соприкосновения и держать открытыми каналы общения».
По крайней мере, один законодатель считает, что при Путине дела стали лучше.
Член палаты представителей от Калифорнии республиканец Дана Рорабахер (Dana Rohrabacher), председательствующий в подкомиссии по Европе и поддерживающий Россию в ее жестком противостоянии радикальному исламу, сказал, что до недавнего времени те демонстрации, оппозиционные партии и критически настроенные СМИ, которые он видит во время своих визитов в эту страну, не были разрешены.
«Безусловно, здесь [в конгрессе] налицо мощный антагонизм, – сказал он. – Некоторые мои старые друзья говорят о Путине так, будто он [Леонид] Брежнев, а это абсолютно неверно».
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр