Foreign Policy Сноудену: «Привыкай к угрюмым лицам…»

7 августа 2013 в 00:33
Foreign Policy Сноудену: «Привыкай к угрюмым лицам…»

Американский журнал Foreign Policy опубликовал статью Шонауолкера,  московского корреспондента лондонской газеты Independent, купленной на воровской чекистский общак на имя генерала КГБ-ФСБ Лебедева, о перспективах проживания в столице путинской России плененного ФСБ американского диссидента Сноудена, до тех пор, пока чекисты не выпотрошат с него всю информацию и он не сломает себе шею, случайно упав с лестницы.

В статье, изложенной в форме письма Эдварду Сноудену, в частности, говорится:

Веками иностранцы задерживались в России дольше, чем планировали. Нанятые Екатериной Великой европейские архитекторы, учителя, приезжавшие обучать детей аристократов в 19 веке, предприниматели, заполонившие Москву после падения коммунизма, — все они прибывали в Россию ненадолго и оставались в ней кто на месяцы, кто на годы, а кто и на всю жизнь. Кого-то удерживала здесь любовь, кого-то — деньги, а кому-то хватало самой по себе мрачной фантастичности этой страны.

Что касается тебя, Эдвард, — ты совсем особый случай. Ты собирался просто сделать в Москве пересадку, однако получил здесь убежище минимум на год. Сегодня ты, улыбаясь, покинул аэропорт Шереметьево. Ты сделал это скрытно — полностью в духе той глухой таинственности, которая окружала твое пятинедельное пребывание в транзитной зоне. Теперь вопрос в том, что ты будешь делать в России?

Как человек, давно живущий в Москве, рискну дать тебе несколько советов.

Привыкай к угрюмым лицам. Возможно, проштамповать твой паспорт отправили улыбчивого потемкинского пограничника, специально обученного работать с американскими диссидентами, но для остальных из нас дружелюбные чиновники — это что-то вроде единорогов.

Вымышленные существа. Здешние пограничники почти никогда не говорят ни слова, даже если приветствовать их добродушнейшим «zdravstvuite». Забудь о том почти раздражающем дружелюбии, которое в Америке проявляют официанты, продавцы и просто случайные люди в лифтах.

Готовься встречать сердитые и обвиняющие взгляды, иметь дело с подозрительными соседями и мрачными кассирами. Минюст США, возможно, хотел бы перемолвиться с тобой парой слов, но вообще-то Москва станет для тебя достаточным наказанием. Просто зайди в гастроном без мелких денег и попробуй купить «докторской колбасы» (лучше не спрашивай, Эдвард, что это такое), и у тебя уши завянут от ругани и оскорблений.

Отдельное удовольствие ты получишь, если поселишься в доме с «консьержем». В Москве консьерж — это не аккуратный и вежливый мужчина в костюме и шляпе, а бдительная и любопытная babushka, которая будет следить за тем, когда ты приходишь и уходишь, а также за тем, кто к тебе приходит, будет постоянно задавать вопросы и составлять полный психологический портрет как тебя, так и остальных жильцов дома. Можешь считать это внесетевой советской версией проекта PRISM.

Конечно, за последние два десятилетия Москва пережила несколько волн изменений, и, устав, от сердитых взглядов ты всегда сможешь поездить на взятом на прокат велосипеде в Парке Горького вместе с хипстерами или отправиться повеселиться с нуворишами в Gypsy. Уверен, твоя новоявленная слава поможет тебе пройти строгий фейс-контроль. Кстати, твой адвокат Анатолий Кучерена говорил, что множество молодых русских женщин проявили интерес к тому, чтобы предоставить тебе кров — а может, и не только его.

Выгнанная из Америки в 2010 году за причастность к русской шпионской сети Анна Чапман уже сделала тебе предложение в «Твиттере». Впрочем, с ее стилем жизни тебе понадобится толстый кошелек.

В Москве в наши дни даже кофе может стоить до 10 долларов, а в ресторанах, которые нравятся таким, как Чапман, обед на двоих обойдется, минимум, в 250 «зеленых» (это, разумеется, если она опять не перепутает рестораны и придет на свидание именно туда, куда собиралась).

Сейчас ты говоришь, что скучаешь по своей девушке — танцовщице Линдси Миллс. Что ж, может быть, она еще приедет в Москву, и вы восстановите отношения — а может быть, ты пополнишь длинный список экспатов, отношения которых разбились на русских скалах, не устояв перед славянскими искушениями.

Впрочем, помимо вопроса о том, чем заняться в пятницу вечером, есть еще и политическая сторона проблемы. Довольно очевидно, что страна, в которой ты получил политическое убежище, не слишком церемонится с собственными разоблачителями.

Журналист (из "Гардиан" - КЦ) Гленн Гринуолд, с которым ты сотрудничал, обзывает тех, кто указывает на отношение России к ее разоблачителям «взбесившимися ура-патриотами». Я, разумеется, понимаю, что у тебя не было особого выбора, и что ты имел полное право предпочесть остаться в стране с сомнительной репутацией возвращению в Соединенные Штаты и суду по обвинениям, которые ты считаешь несправедливыми.

Однако Гринуолд то ли не замечает, то ли игнорирует тот факт, что есть некоторая разница между готовностью смириться с Россией как с лучшим из худших вариантов, и активным прославлением путинского Кремля как маяка демократии и прав человека. Между тем ты уже заявил, что Россия и прочие предложившие тебе убежище страны «отказались поступиться своими принципами перед лицом запугивания и заслужили уважение мира». Твой отец пошел еще дальше и поблагодарил Путина за «смелость», с которой тот предложил тебе убежище.

Что бы ни заставило Путина отказаться выдать тебя, Эдвард, вполне понятно, что этот кагебешник руководствовался не принципиальной симпатией к правдоискателям. В этом можешь мне поверить. Теперь вопрос в том, ограничишься ли ты несколькими робкими изъявлениями благодарности или присоединишься к легиону очарованных Кремлем полезных идиотов.

Самый известный из этой публики — французский актер Жерар Депардье, принявший русское гражданство и завязавший нежную дружбу с Путиным и Рамзаном Кадыровым — прокремлевским чеченским лидером, которого обвиняют в едва ли не всех возможных нарушениях прав человека.

Приняв от Кремля защиту или деньги, многие заболевают тяжелыми формами близорукости. Это касается и галльских комедиантов, охотно заливающих глаза алкоголем, и западных журналистов, готовых работать на финансируемом Кремлем телеканале "Раша тудей".

Ты, Эдвард, совсем не выглядишь идиотом и, наверняка, понимаешь, что, если уж говорить о тайной слежке, Россия — совсем не образец демократической прозрачности. Впрочем, возможно, ты считаешь, что русские проблемы — это не твое дело, и борешься только с американскими властями. В таком случае тебе прямая дорогая на "Рашу тудей". Они, скорее всего, охотно возьмут тебя к себе.

Этот канал готов на все, лишь бы только покритиковать Америку. Недавно он уверенно заявил, что все последние теракты на американской земле были тайными операциями ЦРУ, а однажды опубликовал материал под заголовком «911 причин по которым, 11 сентября (скорее всего) было совершено своими». Кстати, ведущими на "Тудее" работают твой приятель Джулиан Ассанж и — что несколько неожиданно — Ларри Кинг. Так что ждем тебя на экране с еженедельной программой «Разоблачитель».

Хотя, может быть, русские власти предпочтут заткнуть тебе рот. Джордж Блейк, британский шпион и советский агент, бежавший в Москву в 1966 году, до сих пор дает интервью только с разрешения русской СВР — при том, что ему уже 90 лет.

Твой адвокат Кучерена утверждает, что ты уехал из аэропорта на обычном такси и отправился к неким «друзьям»-американцам. Не знаю, что это за друзья, и где ты, Эдвард, с ними познакомился. Но не удивлюсь, если русские спецслужбы наблюдают за тобой десятками внимательных глаз.

Если ты будешь чувствовать себя достаточно спокойно, чтобы гулять по улицам — и если тебе позволят это делать, — тебе будет, чем заняться и на что посмотреть. Здесь есть Красная площадь и Кремль, а также Лубянка — впечатляющее здание штаб-квартиры ФСБ (ранее КГБ). Впрочем, ты об этом, наверное, все знаешь и без меня. Еще здесь есть музеи, ночные клубы, вкусная грузинская еда, работающие всю ночь бары. В свои первые выходные в Москве даже «ботаник» может очень неплохо повеселиться.

И напоследок дам тебе, Эдвард, еще один совет. Если к тебе подойдет мужчина в светлом парике и предложит выпить кофе в районе Новинского бульвара, вежливо отказывайся и беги прочь со всех ног.

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр


© Kavkazcenter.com 2020