***
История с убийством русского банддипломата Дмитрия Вишернева в Сухуми и арестом уроженца Чечни Юсупа Лакаева в Батуми поставила Тбилиси перед неожиданным политическим выбором – признавать или не признавать легитимность аннексии Россией части территории Грузии, прикрытую фиговым листком независимости Абхазии.
Казалось бы, какая связь между убийством в Сухуми и юридическими нюансами статуса Абхазии? Самая прямая.
Дело в том, что это убийство, если принять спорную версию причастности к нему Юсупа Лакаева, юридически совершено на грузинской территории, оккупированной Россией. При этом убит представитель враждебной Грузии страны, с которой Тбилиси, несмотря на формальное перемирие, все еще находится в состоянии войны.
Таким образом, в случае выдачи Грузией предполагаемого «киллера» Москве, это будет означать согласие, что «преступление совершено на российской территории». Т.е. Тбилиси фактически признает юрисдикцию России в Абхазии и легитимность российского правового поля на части захваченной территории Грузии.
Если Тбилиси формально выдаст Лакаева не Москве, а властям в Сухуми, то тем самым признает юридическую законность самостоятельности Абхазии и легитимность сухумского режима, который проводит следствие по факту убийства дипломата дружественного ему государства.
Очевидно, что с юридической точки зрения Юсуп Лакаев совершил убийство (если он действительно имеет к этому какое-то отношение) на территории суверенной Грузии и поэтому Тбилиси ни под каким предлогом не может выдать «киллера» ни Сухуми, ни Москве. Кроме того, между Россией и Грузией нет договора о «взаимной выдачи преступников».
По большому счету сам факт убийства т.н. «дипломата» враждебного государства на оккупированной этим государством территории вообще не должен волновать Грузию. Если и выдвигать обвинение, то только по факту оказания сопротивления полиции во время задержания Лакаева в Батуми. И само дело должно быть расследовано исключительно властями Грузии.
В противном случае, это будет означить не только признание Тбилиси юрисдикции России в Абхазии, (а значит правомочность захвата части территории Грузии), но и легитимность независимого от Тбилиси статуса Абхазии.
Пока не ясно, волнуют ли правительство Иванишвили все эти юридические тонкости и готов ли он поступиться суверенитетом Грузии, выдав Лакаева Москве или Сухуми.
До сегодняшнего дня Иванишвили проводил откровенный пророссийский (а точнее, пропутинский) курс. Однако дело Лакаева может стать той красной чертой, за которой начинается запретная зона даже для Иванишвили.
Что касается возможной попытки торга с Москвой, то стоит напомнить о печальном опыте Саакашвили, который в свое время приказал похитить и выдать России нескольких чеченцев, оправданных тбилисским судом. Это предательство не спасло ни Саакашвили, ни Грузию от агрессии России, как не спасло и предательство Шеварднадзе, который также торговал чеченской кровью, выдав Путину чеченских беженцев ко дню его дня рождения.
Не исключено, что Иванишвили наступит на те же грабли и тоже решит заработать дивиденды на чеченской крови. Однако прежде чем сделать это, ему следовало бы крепок подумать о своем будущем и трезво оценить результаты заигрываний с Россией его предшественников.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр