2 ноября 1943 года был вторник. Этот день навсегда останется в памяти карачаевского народа как “чёрный день”.
На рассвете того дня, карачаевцев под дулами автоматов специально привлечённых для этого 60 000 солдат из войск НКВД, в спешном порядке погрузили в товарные вагоны и отправили в Среднюю Азию.
69 267 человек, из которых 53,9% составляли дети; 28,1% – женщины и лишь 18% – мужчины – главным образом старики и инвалиды войны. Практически на каждого депортируемого, приходился один солдат.
Депортация проводилась тогда, когда подавляющая часть мужского населения находилась на фронте в рядах советской армии. Пока карачаевцы защищали Советский союз, сталинский режим объявил их все «предателями» и депортировал в чужие края.
Большое количество рассказов, о том как это было можно прочитать в книгах, посвященных депортации. Во многих семьях еще остались бабушки и дедушки, которые помнят то утро. У каждого из них своя история, и у всех одновременно общая.
Ужас неизвестности, шок и непонимание происходящего – так в нескольких словах можно описать те ощущения всех от мала до велика.
Но это был еще не самый сложный момент. Трудности начались после. Переселенцам было разрешено взять с собой лишь сухой паек, рассчитанный на несколько дней, и одежду. В среднем в “теплушку” погружалось до 50 человек, всего было сформировано 36 эшелонов.
Более 20 дней переселенцы задыхались от тесноты и антисанитарии, мёрзли и голодали, умирали от болезней. На остановках приоткрывали двери телячьих вагонов, наспех выгружали трупы и продолжали путь.
Когда эшелоны наконец прибыли «спецпереселенцы» были выгружены прямо посреди степи. Питание было крайне ограничено. Люди ели коренья и листья растений, жмых, мерзлый картофель, макуху, люцерну, крапиву, кожу стертой обуви. Как указывается в докладной записке начальника ГУЛАГа наркому ВД, более 70% карачаевцев прибыло к местам расселения без продуктов питания.
«Спецпереселенцы» были расселены небольшими группами на огромной территории от Северного Казахстана до предгорий Памира, более чем в 480 населенных пунктах.
С первых дней расселения был установлен специальный комендантский режим, по которому депортированным под страхом каторги запрещалось переезжать из одного населенного пункта в другой или же навещать родственников без специальных пропусков. Они должны были ежемесячно отмечаться в спецкомендатуре. Некоторым приходилось отмечаться ежедневно.
Выселение карачаевцев в начале зимы обрекли их на холод, голод и вымирание. Резкая перемена природно- климатических условий, недостаток пищи привели к массовой гибели людей. В результате погибло более 30% высланных, в том числе 22 000 детей.
После выселения карачаевцев, территория области была расчленена на три части. Южная часть отошла к Грузинской ССР, северная, восточная и часть западной – Ставропольскому краю, а западная – Краснодарскому краю. Одновременно менялись и названия населенных пунктов, чтобы ничто не напоминало о карачаевском народе.
Лишь через 14 лет изгнания выжившие смогли вернуться.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр