Заставив Украину не подписывать договор об ассоциации с Европейским союзом, Россия выиграла битву, но войну она проигрывает. Об этом сообщил обозреватель английского еженедельника The Economist Эдвард Лукас. По его свидетельству, победам России не хватает настоящей ценности, так как они не такие устойчивые, как, например, победы китайцев.
В интервью балтийским СМИ Лукас подчеркнул, что пример с Украиной будет хорошим уроком Европейскому союзу, где о Восточном партнерстве иногда говорилось в контексте сотрудничества с Россией.
«Случай с Украиной стал уроком Европейскому союзу, который думал о Восточном партнерстве в духе сотрудничества с Россией, пока не понял, что России не нужны ситуации с двусторонней победой», – сказал Лукас.
– Решение Украины не подписывать договор об ассоциации и свободной торговле считается третьей важной победой России в международных отношениях: первая – предоставление убежища Эдварду Сноудену, вторая – случай с Сирией. Согласны ли вы с такой оценкой?
– Да, я бы назвал небольшой победой, но я думаю, что у всех этих достижений России нет настоящей ценности, они имеют только символическое значение, и это немного искажает реальность. Например, Евразийский таможенный союз на самом деле даже не действует как таможенный союз. Россия не развивается, Украина тоже остановилась на этом пути из-за влияния России.
Это очень отличает ее от Китая, который влияет в Африке и Латинской Америке. Там я вижу действительно современных политиков. Поэтому, когда мы говорим о достижениях Китая, это настоящие достижения, а достижения России символические.
– Как вы считаете, есть ли еще у ЕС возможности изменить решение Украины до саммита в Вильнюсе?
– Конечно, мы можем попробовать, но мы не можем включиться в аукцион, который организовали русские. У нас нет европейского газа, нет европейского ВТБ (русский воровской "банк"), черной кассы, из которой мы могли бы предложить Украине денег на решение ее проблем.
Думаю, что фундаментальная проблема Восточного партнерства – то, что она не может должным образом действовать в таких странах, как Украина, которые на самом деле не хотят глубокой интеграции, и которые любят торговаться о наилучшем предложении.
– Но еще примерно месяц назад казалось, что Янукович действительно хочет подписать соглашение с ЕС…
– Это была только иллюзия. Думаю, все начало меняться летом. Я разговаривал с высокопоставленными должностными лицами ЕС, которые начали беспокоиться. На мой взгляд, были две главные проблемы. Во-первых, слишком заострялся вопрос Тимошенко. Во-вторых, Россия была готова давать украинцам больше пряников, чем мы.
– Некоторые считают, что Янукович именно по этой причине и не собирался подписывать соглашение, а только хотел поднять себе цену, получить больше выгоды. Вы тоже так считаете?
– Не совсем. Я думаю, что Янукович понимает, что русские поступали с Украиной плохо, и знает, что от переговоров с Кремлем можно получить не выгоду, а боль. Его мнение в конце концов изменило давление России.
– Вызывает беспокойство факт, что Россия в геополитической гонке может успешно бороться за Украину. Значит ли это, что страны Балтии должны начать беспокоиться о своем будущем?
– Страны Балтии должны были начать беспокоиться о своем будущем примерно с 1996 года (возрождение банды КГБ - КЦ). Вы имели дело с Россией довольно долго, так что это не новая проблема.
Но для стран Балтии хорошее известие, что случай с Украиной стал уроком Европейскому союзу, который думал о Восточном партнерстве в духе сотрудничества с Россией, пока не понял, что России не нужна ситуация с двусторонней победой.
– Американский политолог Бжезинский когда-то сказал, что без Украины Россия не может быть империей, поэтому интеграция Украины на Запад должна означать, что амбиции России задеты. Как вы считаете, может быть, ЕС даже не мог выиграть в этой игре с Украиной, так как он не так заинтересован в этом, как Россия?
– Это так, но до определенной степени, так как чем больше интересов у нас будет в Украине, тем более мы будем привлекательны для нее.
Но надо понимать, что украинцам это могло обойтись дорого, а такие лица, как Янукович, Тимошенко, Ющенко когда-нибудь сойдут с арены, и, возможно, в будущем у нас будет шанс.
Да, Россия выиграла битву, но проигрывает войну, так как сейчас очевидно, какой неприятный режим в России.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр