Лондонская Financial Times опубликовала в последнем номере статью, озаглавленную "Как Путин просчитался в борьбе за Украину". В статье в частности говорится:
За последние десять лет Кремль больше всего испугался Оранжевой Революции в Украине в 2004 году.
Сейчас похоже на то, что самый страшный для Путина момент превращается во все повторяющийся кошмар, в то время как демонстранты вновь заполняют площадь Независимости в Киеве, требуя сближения с ЕС, и большей дистанции от России.
Для Путина демонстрации в Украине представляют собой одновременно и личное оскорбление, и угрозу.
В то время как русский вожак восхваляет глубокие культурные и исторические связи Украины и России, он вдруг обнаруживает, что десятки тысяч украинцев готовы стоять на морозе и быть избитыми дубинками ради того, чтобы не допустить сближения со сферой влияния России.
Более того, если народному восстанию вновь удастся свергнуть коррумпированное и иногда даже деспотическое правительство в Украине, то это будет ясным уроком и примером для России. В конце концов, менее двух лет тому назад демонстранты заполонили улицы Москвы, протестуя против возвращения Путина к власти и называя политическую силу, на которую он опирается, партией жуликов и воров.
Проевропейское восстание в Украине также угрожает тому месту России в мире, каким его видит Путин. Его главная внешнеполитическая задача состоит в создании сферы влияния России на большей части бывшего Советского Союза. Если Украина повернется в сторону Запада, а не Востока, то от внешней политики Путина ничего не останется.
При этом русское правительство может винить лишь само себя за подобное развитие событий.
Оно начало грубую торговлю с ЕС по вопросу о судьбе своего соседа, забыв очевидный урок Оранжевой Революции, а именно: если вы попытаетесь определить будущее Украины не принимая во внимания точку зрения ее народа, то народ выйдет на улицы в таких количествах, что он сможет изменить политику страны.
Путин просчитался потому, что поверил своей собственной пропаганде в том, что касается Оранжевой Революции.
С его точки зрения, это не было народным восстанием, а событием, организованным западными разведслужбами.
Для Путина Цветные Революции представляли собой сразу две опасности. Во-первых, была угроза того, что страны выйдут из сферы влияния России и переметнутся к Западу. Во-вторых, они могли бы послужить примером для подобных восстаний в самой России.
Путину и его правительству сложно понять, что народное восстание может быть действительно народным.
Но на самом деле возможность того, что Украина приблизится к остальной Европе и в процессе станет богаче, а ее правительство станет более компетентным – в интересах самой России. Это может стать примером для ее дальнейшего развития.
И именно поэтому события в Украине выглядят столь угрожающими для интересов и идеологии Путина и его окружения.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр