***
Литовская госканал LRT передал в ТВ программе Pasaulio panorama интервью журналиста Каролиса Каупиниса с главой американской неправительственной организации Freedom House Дэвидом Крамером, в котором тот подверг резкой критики Россию.
Крамер в частности отметил:
"Мы видели гигантское давление России на своих соседей, среди них и на Литву. Блокада молочной продукции, санкции против Украины и Молдовы. Санкции, угрозы и давление применялись к любым странам, движущимся в сторону Европы.
Ситуация с правами человека в России является наихудшей с момента крушения СССР. Это происходит с момента возвращения Путина на пост президента в мае 2012 года. Уголовное дело по протестам на Болотной площади, суд на Сергеем Магнитским, несмотря на то, что он уже четыре года как умер. Список нарушений прав человека длинный. Россия все с большей скоростью движется в антизападном, антиамериканском и антидемократическом направлении.
Не стоит строить никаких иллюзий в отношении России, с которой мы имеем дела, пока у власти В.Путин. Это вызывает огромные проблемы при попытке сотрудничать с этой страной. Никто не говорит, что мы никогда не должны работать вместе, однако работать нужно с широко открытыми глазами. Если мы полагаем, что определенные действия этой страны для нас неприемлемы, мы должны предпринимать ответные действия, а не ограничиваться лишь словами. Можно сказать, что для нас неприемлемы нарушения прав человека в России, ее давление на Украину, помощь и вооружение Башара Асада. Однако, что значит слово «неприемлемо», если оно лишь словом и остается?
Freedom House поддерживает последовательно Закон Магнитского в США. Такой же шаг должна сделать и Европа. Не думаю, что это будет сделано скоро, просто не видно к этому аппетита. ЕС применяет меры, когда возникают проблемы с газом или электричеством, торговлей, однако если говорить о правах человека, то не видно, чтобы ЕС многое сделал. Я бы хотел, чтобы это изменилось. Законы Магнитского были бы более действенным, если были не только инициативой США, но евроатлантической инициативой.
Человеку как я, сидящему в Вашингтоне, очень просто растолковывать, что страны Европы должны занять более твердую позицию. Еще сложнее это сказать соседям России, на которых напрямую действуют политика и стратегии России. Но эта политика не изменится, если мы ничего не будем делать. Поэтому европейцы должны действовать более сплоченно.
Согласно Законам Магнитского, принятым в США, американские политики должны давить на коллег в Европе, чтобы аналогичные законы были приняты и здесь. И, хотя этого еще не делается, принятые в США Законы настойчиво предлагают, чтобы это было трансатлантической инициативой.
Для принятия таких законов в конгрессе США также понадобилось несколько лет. И они были приняты несмотря на противодействие Обамы. Но сейчас Законы Магнитского уже действуют.
После игр в Сочи ситуация в России будет только ухудшаться. Встреча большой восьмерки ничего не изменит. Поэтому важно, чтобы Запад имел единое мнение, которое бы противилось тому, что неприемлемо.
Президент Обама в июле 2009 года произнес в Москве прекрасную речь, в которой упомянул об озабоченности в связи с рядом политических действий России, поведением России, а также ситуацией в правами человека. С тех пор до сентября прошлого года Обама четыре года молчал по этим вопросам, ничего не говорил о поведении России по отношению к своим гражданам или гражданам других государств. Этот период молчания сильно навредил. Пока ситуация с правами человека в России ухудшалась, Обама молчал, и Путин понял, что Америке приемлемо все происходящее в России.
Ответственность приняла Хиллари Клинтон, она говорила, особенно после протестов в Москве в декабре 2011 года, Путин за это ее сильно критиковал и обвинил госдепартамент США в организации революции в России. Обама не встал на защиту своего госсекретаря.
Но после истории с Эдвардом Сноудено в сентябре прошлого года Обама стал открытым критиком России. Обама отозвал свою встречу с Путиным перед встречей большой двадцатки. Наконец, Обама занял твердую позицию, однако через некоторое время вновь ее оставил, когда решались вопросы с Сирией и Путин предложил сотрудничать по уничтожению сирийского химического оружия.
Обама вновь молчит, США мало поддержали соседей России, на которых она оказывала давление. Твердая позиция должна выражаться на самом высоком уровне, т.е. уровне президента США. Если будет так, то обратит внимание и Путин, и его бюрократия.
В Украине то, что представляют люди на Майдане очень обнадеживает. Сотни тысяч человек в Киеве и других городах поддерживают западную ориентацию Украины, создание европейского идентитета Украины, противятся гнету России и своей коррумпированной власти. Это очень вдохновляющий ход событий. Путин купил для Януковича 17 декабря в качестве выкупа, как выкупил Лукашенко (19 декабря 2010 года) в Беларуси. Это отбросило достижения Майдана обратно. Однако люди не теряют надежды и Януковичу будет очень сложно демократическими методами остаться у власти на президентских выборах в феврале следующего года. А если на них будут массовые нарушения, будут еще более массовые протесты.
Кэтрин Эштон появилась на Майдане, как и заместитель госсекретаря США. ЕС было высказано много критики по поводу того, как они работают с переговорами по договору об ассоциации. Я думаю, что было правильным не втягиваться в выстраиваемую игру за Украину с Россией. Хорошо, что была выдержана принципиальная позиция – хотите присоединиться, нужно провести реформы: прозрачность, суды, решить дело Тимошенко. Именно эти вопросы все еще нужно разрешить.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр