Упоминание четвертое: О словах Всевышнего: “О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и обладающим влиянием среди вас”.
Воистину, послушание и подчинение тому, кого Аллах облачил какой-либо властью в этой религии, или возложил на него какое-либо дело из дел мусульман в области, в которой он обладает влиянием, это – поклонение. Это поклонение, которым раб приближается к своему Господу, где подчинение обладателям влияния из мусульман в своей основе есть повиновение Аллаху и Его посланнику, как рассказывают об этом пророческие хадисы, и ученые единогласны в обязательности подчинения амирам в том, что не является ослушанием Аллаху.
Передал об этом единогласном мнении Аль-Кадый Ияд и другие, также как упомянул об этом Ан-Навави, да помилует его Аллах. И велико место послушания и подчинения в Исламе, как сказал об этом наш Господь Высочайший и Могучий в Своей благородной Книге, приказывая приверженцам Единобожия повиноваться Ему, Его посланнику и подчиняться обладателям влияния. Сказал, почтенно Его восхваление:
"О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику, и обладающим влиянием среди вас, и если вы станете разногласить в чем-либо, то верните это Аллаху и Его посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний День, это лучше и прекраснее по решению (или по исходу)".
Сказал имам Аль-Куртуби в толковании этого благородного аята: "То, что предназначалось для обладателей власти в предыдущем аяте, начиналось с них, и приказано им сохранять вверенное на сохранение и судить по справедливости между людьми. Этот аят предназначается для паствы, где им приказано повиноваться Ему, Величественному и Могучему. Во-первых: подчиняться Его приказам и сторониться его запретов, затем повиноваться Его посланнику. Во-вторых: в том, что он приказал и то, что он запретил. Подчиняться амирам в третьих, согласно словам подавляющего большинства, и Абу Хурайры и ибн Аббаса и других". ("Тафсир" Аль-Куртуби, том 5, стр. 259)
Ученые разошлись во мнениях в значении слов "обладателям влияния" (Улиль-амр), и об этом упомянул Ат-Табари в своем толковании, да помилует его Аллах: “Разногласят люди толкования относительно "обладающих влиянием", подчиняться которым приказал Аллах своим рабам в этом аяте, сказали некоторые из них, ссылаясь на Абу Хурайру: "Это амиры", и сказали другие: "Это знатоки-правоведы"(фукаха), и сказали другие: "Это люди знания, религии и разума". А затем он склонился к тому, да помилует его Аллах, что "амиры и обладатели власти", опираясь на достоверность сообщений от Посланника Аллаха, Мир ему и благословение Аллаха, о приказании подчиняться предводителям (имамам), и правителям в том, что является повиновением Аллаху и пользой для мусульман. Это то, чего придерживаются большинство правоведов-факихов и толкователей из ранних и поздних, о чем упомянул Ан-Навави, да помилует его Аллах”.
Сказал Аль-Джасас в "Ахкамуль Куран" после того, как привел некоторые высказывания людей знания об этом: "Вполне возможно, что это все вместе взятые: то есть, обладатели права (фикха) и знаний, амиры военных отрядов означенные в аяте, потому что название охватывает их всех и потому что амиры возглавляют дела обустройства армии и отрядов и сражения с врагом, а ученые возглавляют сохранение шариата, того, что можно, от того, что нельзя, и приказано людям подчиняться им, и согласие с ними". ("Ахкамуль Куран", том 3, стр. 177)
А что касается хадисов, говорящих об обязательности послушания и подчинения тем, кто назначен управлять делами мусульман, или каким-нибудь из их дел, то этого в пророческих рассказах встречается много, и не оставил без внимания строитель первого мусульманского общества этого вопроса, то есть вопроса послушания и подчинения, и это из-за опасных последствий, которые возникают из-за ослушания имаму или амиру и тому, кто назначен управлять каким-либо делом из дел мусульман. Сказал, Мир ему и благословение Аллаха, побуждая следовать за ним, соблюдая послушание и повиновение:
"Кто повинуется мне, тот повинуется Аллаху, а кто ослушался меня, тот ослушался Аллаха, и тот кто подчиняется Амиру, подчиняется мне, а кто ослушался Амира, тот ослушался меня. Воистину, имам - это щит, позади которого сражаются и которым прикрываются, если он приказывает бояться Аллаха и будет справедлив- то он будет вознагражден за это, если же он будет говорить что-то другое помимо этого- то Он взыщет с него за это". (хадис согласован)
Сказал, Мир ему и благословение Аллаха: "Слушайтесь и повинуйтесь, даже если над вами поставят хабашитского раба с головой, подобной сушеной изюмине". (Бухари)
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах передается: "Мой возлюбленный завещал мне, чтобы я слушался и подчинялся, даже если это будет хабашитский раб с отрезанными ушами". (Муслим)
Сказал, Мир ему и благословение Аллаха: "Послушание и подчинение для мусульманина (следует проявлять) в том, что ему любимо и неприятно, если ему не приказывают греховное, а если приказывают греховное, то нет послушания и подчинения". (приводит Абу Дауд в "Ас-Сунан")
Сказал Хафиз ибн Раджаб в "Джами уль-Улюм уаль-Хукм": "Что касается послушания и подчинения обладателям влияния среди мусульман - то в этом счастье в мирской жизни, и этим приводятся в порядок интересы рабов в их жизни, и к этому прибегают за помощью в установлении господства их религии и в повиновении их Господу, как сказал Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах: "Воистину, люди не достигнут благополучия иначе, как с имамом, будь он благочестивый или распутный. Если он будет распутным, то в этом для верующего будет поклонение его Господу, а для распутного в этом будет принятие бремени греха в последней жизни". ("Джами аль-улюм уаль-хукм", стр. 262)
Сказал шейх уль Ислам ибн Теймия: "Подчинение обладателям власти обязательно из-за приказа Аллаха подчиняться им, и тот, кто повинуется Аллаху и Его посланнику подчинением обладающим властью - то его награда за Аллахом, а тот, кто подчиняется только тогда, когда он получает что-то от покровительства и имущества, и если ему дают - он подчиняется, а если отказывают - он ослушивается их, то нет ему доли в последней жизни.
Приводится у Аль-Бухари и Муслима, от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, Мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Трое, с кем не заговорит Аллах в День Воскресения, не посмотрит на них и не очистит их и для них мучительное наказание: человек обладающий излишком воды в пустыне и отказавший в ней путнику, человек, продавший другому товар после послеполуденной молитвы (аср) и поклявшийся Аллахом, что товар такой-то и такой-то, чтобы он взял его, а тот поверил ему, но на деле оказалось, что он не таков, и человек присягнувший имаму, а его присяга была только лишь ради мирского, и если он дает ему что-то из нее, то он исполняет ее, а если не дает, то не исполняет". ("Сборник фетв", том 35, стр. 16)
Таких текстов и других, кроме этих - множество, и не хватит места для их цитирования, разъясняющих, что подчинение амирам обязательно по шариату и это поклонение, посредством которого раб приближается к своему Господу и достигает этим высокого положения, способствуя этим подчинением исчезновению разделения в религии и разногласий среди мусульман.
Обязательно для брата-муджахида старание в установлении религии Аллаха на земле, чтобы почувствовать сладость этого поклонения - и это отзывчивость на приказ своего амира, осознавая, что он просыпается и засыпает в повиновении Властителю сердец.
Важное дополнение, упомянутое нашим шейхом-шахидом Атыятуллахом:
Он сказал, да примет его шахаду Аллах: "Эти пророческие хадисы и шариатские тексты, которые я упомянул об обязательности послушания и подчинения, исполнения присяги для амиров и не выступления против них... Что касается джихадских джамаатов, то для них не все имеют силу из решений о верховном имамате, из того, что пришло из установлений шариата, но однако они совмещаются с ними в некоторых установлениях в соответствии с общим смыслом, как например, общий запрет на раскол между мусульманами, их разногласие в словах, их ослабление и упадок их духа...
И всеобщая обязательность противостоять этому объединением на истине и под началом единого амира, по мере возможности, с дружелюбием и благожелательностью... И джихад не может существовать и невозможен иначе, как с ними, и это является обязательным в соответствии с правилом: "То, без чего невозможно совершить обязательное, является обязательным".
И они разрешаются на основании шариата и согласно многочисленным указаниям на это, и поскольку они законны, и даже более того, обязательны, и соответствуют интересам, установлена необходимость того, чтобы эти джихадские джамааты брали многое из тех установлений, которые пришли относительно верховного имамата. Затем: воистину многое из установлений, пришедших в этом хадисе, связаны с подчинением амиру, который включает в себя всякое главенство, будь то сам верховный имам или амир, его представитель или другой какой-либо, как например, амир путешествия, или амир джихада и военный амир, который определен мусульманами в войне с их врагом".
Раздел: Знай, что подчинение, о котором мы говорим - это подчинение в одобряемом и в рамках того, что приказал Аллах Могучий и Величественный, и приказал Его пророк, Мир ему и благословение Аллаха, и чтобы это подчинение было посильным для подчиненного, а тому, что противоречит этому - нет послушания этому и подчинения, как подтвердили это люди знания и говорят об этом хадисы, и вот разъяснение этому:
Закреплено в "Сахихе" Аль-Бухари и у других от Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, что он сказал:
"Отправил однажды пророк, Мир ему и благословение Аллаха, конный отряд и назначил над ними человека из ансаров, приказав им подчиняться ему. Однажды он (амир) разгневался и сказал: "Разве не приказал вам посланник Аллаха, Мир ему и благословение Аллаха, чтобы вы подчинялись мне?" Они сказали: "Да, конечно", тогда он сказал: "Тогда соберите мне дров". Когда они собрали, он сказал: "Разожгите костер!" Когда они разожгли костер, он сказал: "Войдите в него!" Они забеспокоились и стали удерживать друг друга, говоря при этом: "Мы убегаем к посланнику Аллаха, Мир ему и благословение Аллаха, от огня!" И не переставали говорить это пока костер не потух. Успокоился его гнев, и довели до сведения пророка, Мир ему и благословение Аллаха, об этом и тогда он сказал: "Если бы они вошли в него, то не вышли бы из него до дня Воскресения, ибо воистину, подчинение только в одобряемом".
Сказал Аль-Хатаби, да помилует его Аллах: "Это указывает на то, что подчинение обладателям власти не обязательно, за исключением того, что одобряемо, как например, выступление в военную экспедицию, если это приказано правителями, а также исполнительность для них в делах, которые являются повиновением и они в интересах мусульман. А то, что является из этого ослушанием, как например запрещенное самоубийство и подобное этому - то нет в этом подчинения им, ибо подчинение только в одобряемом, но не в предосудительном. Одобряемое означает то, что одобряемо в делах по шариату, и это ограничение тому, что обобщено в универсальных хадисах, устанавливающих всеобщее подчинение обладателям власти". ("Аун аль-Ма'буд", шарх "Сунан"Абу Дауда, том 7, стр. 208)
Сказал "Аль-Алляма" (сведущий во всех областях шариатских наук), ибн Каййим, да помилует его Аллах: "В этом хадисе указание на то, что тот, кто подчиняется обладателю власти в том, что является ослушанием Аллаху - то он становится ослушником, и это не обеспечивает ему оправдания перед Аллахом, и грех возлагается на него, даже если он не совершил бы его, если бы ему не было приказано этого, на это указывает хадис, и Аллах наставляет на правильное". ("Хашия" ибн Аль-Кайим, том 7,стр. 208)
И обязательно для каждого не подчиняться своему амиру в ослушании Аллаха и не делать того, чем довольны люди, если это вызывает гнев Аллаха. И подчиняющийся в греховном - нет ему оправдания перед Аллахом, и он грешник из-за своего деяния и нет подчинения сотворенному в ослушании Творца.
Важный вопрос: Знай, что в праве амира закреплено подчинение ему в тех вопросах, решения которых основаны на его собственных суждениях (иджтихад), которые не закреплены утвердительно в текстах относительно этого вопроса, как сказал об этом толкователь "Акида ат- Тахавия": “Тексты Книги и Сунны и единогласного решения (иджма) предшественников этой общины указывают на то, что обладатель власти и руководящий молитвой (имам) и судья и военный амир и сборщик милостыни - им подчиняются в том, что они решают из самостоятельного суждения (иджтихад), а сам он не подчиняется тем, кто следует за ним в том, что исходит из "иджтихада", но им следует подчиняться ему в этом, оставляя свои суждения в пользу его суждения. Ведь воистину, в согласии и единстве - польза, а в разделении и разногласиях - порча, и самое великое в вопросах - это детали”. ("Шарх Акида ат- Тахавия", стр. 434)
Амиру следует подчиняться и слушаться в том, что касается управления делами армии, в том, что ведет к улучшению и в том, что не ведет к улучшению, когда он наступает и когда отступает, когда он выходит вперед и когда отходит и отступает и в другом деле из искусства сражения, которое познается только с опытом и практикой, а также остальное из вопросов джихада.
И если бы не было у него этой власти, то это дело стало бы таким, как сказал имам Аль-Джувайни в "Гиясуль умум": “Если бы не было определено следование за имамом в вопросах, требующих исследования, когда решается спор между теми, кто выносит решение из собственного суждения, то каждый бы придерживался своего мазхаба (правовой школы) и своих устремлений, а препирающиеся остались бы на том, о чем разногласят правоведы, испытывая трудности в непрекращающихся препирательствах”. (Гиясуль умум уатиясуз зульм, стр.161)
Извлекаемая польза: Истинное послушание и подчинение в большинстве случаев проявляется в делах, исполнение которых неприятно для индивида и доставляет мучение их выполнение, когда оно (дело, приказанное амиром) не соответствует его пристрастиям, и не совпадает с его устремлениями и мечтаниями. И поэтому пришли хадисы, приказывающие послушание и подчинение при любых обстоятельствах, особенно в том, исполнение чего вызывает неприятие. У Муслима в его "Сахихе" приводится от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах: "Сказал Посланник Аллаха, Мир ему и благословение Аллаха: "Ты должен слушаться и подчиняться в тягости и в легкости, в том, что тебе приятно и неприятно, и когда отдают предпочтение (другому человеку) перед тобой". Сказал Ан-Навави, да помилует его Аллах, в его толковании к “Сахиху” Муслима: "Сказали ученые: это значит, что подчинение обладателям власти обязательно в том, что затруднительно и неприятно для души и в другом, что не является ослушанием, а если это в греховном - то нет послушания и подчинения.
А предпочтение (кого-либо) - это присвоение и обособление в мирских делах помимо тебя. То есть слушайтесь и подчиняйтесь, даже если амиры обособятся в мирском и не будут отдавать вам того, на что вы имеете право и что находится у них и это хадисы о послушании и подчинении при любых обстоятельствах и они есть причина согласия мусульман, а причиной разлада в их мирских делах и делах религии является разногласие". ("Сахих" Муслим, шарх Ан-Навави, стр.224)
Так пусть же Аллах увидит от тебя, о, мой брат муджахид, послушание и подчинение в легкости так же, как и в трудности, в том, что неприятно так же, как и в том, что приятно, пока ты не обретешь Его довольства и будь таким, как сказал Мир ему и благословение Аллаха: "
Туба для раба, который схватился за уздечку своего коня на пути Аллаха: его волосы всклокочены, а ноги в пыли и если он стоит в дозоре, то стоит в дозоре, а если он находится в тылу, то находится в тылу, и когда он просит разрешения, ему не разрешают, а когда он заступается, то его заступничество не принимается".
Раздел: Последствия ослушания амира.
Поведал нам Высочайший и Могущественный в Своей Благородной Книге о тех, кто ослушался амира. И разъяснил Пречист Он и Превыше всего, положение верующих, когда некоторые из них ослушались приказов господина человечества, Мир ему и благословение Аллаха и как сокрушающая помощь обернулась разгромом по причине ослушания лучников и их оставления позиций, держаться которых приказал им посланник Аллаха, Мир ему и благословение Аллаха, до тех пор, пока не определится исход сражения: "Не оставляйте своих мест! И если увидите, что мы побеждаем их, то не оставляйте, а если увидите что они побеждают нас, то не помогайте нам!" - и то, что случилось, это последствия ослушания лучников.
Сказал, Пречист Он и Превыше всего, описывая это в бессмертном сражении "Битва при Ухуде": "Аллах исполнил данное вам обещание, когда вы уничтожали их с Его дозволения, пока вы не пали духом, не стали спорить относительно приказа и не ослушались после того, как Он показал вам то, что вы любите. Среди вас есть такие, которые желают этот мир, и такие, которые желают Последнюю жизнь. После этого он заставил бежать вас от них, чтобы испытать вас. Он уже простил вас, ведь Аллах оказывает милость к верующим". (Али Имран, 152)
Сказал имам Аль-Джасас в "Ахкамуль Куран": "В этом сообщение об исполнении обещания Аллаха Всевышнего для них о помощи если они не спорили бы и не разногласили. И как сообщил об этом, в день Ухуд они одержали победу над их врагом, разгромив его и уничтожая их. И приказал, Мир ему и благословение Аллаха лучникам стоять на месте и не покидать его, но они ослушались и покинули свои позиции, когда увидели разгром многобожников, думая, что от них не останется ничего, стали разногласить и спорить. Тогда напал на них Халид (ибн Валид) сзади и они убили из мусульман тех, кого убили из-за их оставления приказа Посланника Аллаха, Мир ему и благословение Аллаха, и их ослушания.
И в этом доказательство достоверности пророчества Пророка, Мир ему и благословение Аллаха, потому что они увидели обещанное Аллахом, как было обещано до ослушания, а когда они ослушались и понадеялись на самих себя.
В этом доказательство того, что помощь от Аллаха в джихаде против врага обеспечивается следованием Его приказу и усердию в повиновении Ему, и при этом осуществляется обычай Аллаха к мусульманам в помощи для них против их врага". (Ахкамуль Куран, том 2, стр. 327)
В этом произошедшем поучительное назидание и увещевание для каждого мусульманина, относительно разногласий и ослушания, когда ослушание одного становится основной причиной разгрома мусульман. В этом же смысле высказался Хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах, в "Фатхе": "В этом злополучие совершения запретного, потому что его вред охватывает и тех, кто не совершал его, как сказал Всевышний: "..и бойтесь смуты, которая постигнет не только тех из вас, кто поступает несправедливо"(Добыча, 25). И кто отдает предпочтение мирскому, то это причинит вред его последней жизни и при этом он в результате не обретет и мирского." ("Фатхуль Бари", том 7, стр. 353)
И остерегайся же, а затем остерегайся еще раз, о, выступивший на пути Аллаха, чтобы не стал ты злополучием для общины Мухаммада, Мир ему и благословение Аллаха, или для того отряда, вместе с которым ты ведешь джихад против тех, кто не уверовал в Аллаха. Ведь воистину, ослушание имама или амира не приносит ничего, кроме всякого зла.
Раздел: Почитание амира.
Воистину, из того, что необходимо обязательно усвоить брату муджахиду, решительно настроенного воскресить чистоту праведного халифства, для брата, который доволен для себя тем, чтобы быть благословенным кирпичиком в строении мусульманского джамаата, что Амир - это тень Аллаха на земле и что уважение к амиру и его почитание и возношение мольбы за него - является делом похвальным, и более того, дошли пророческие хадисы побуждающие и призывающие к этому.
Приводит Муслим в своем "Сахихе" от Ауфа ибн Малика, что он сказал: "Человек из Хумайритов убил человека из числа врагов, и захотел взять его добычу, но запретил ему это Халид ибн Аль-Валид, да будет доволен им Аллах и он был назначен над ними. Пошел к Посланнику Аллаха, Мир ему и благословение Аллаха, Ауф ибн Малик и сообщил ему об этом, и сказал он тогда: "Что помешало тебе отдать ему его добычу?" Он сказал: "Я посчитал, что это слишком много для него, о, посланник Аллаха!" Он сказал: "Отдай ему это!" Пошел Халид с Ауфом и притянув его за накидку, сказал: "Выполнил ли ты то, о чем я упомянул тебе от Посланника Аллаха, Мир ему и благословение Аллаха?"
Услышал его Посланник Аллаха, Мир ему и благословение Аллаха, разгневался и сказал: "О, Халид! Неужели вы оставляете мне моих амиров? Воистину, примером вас и их служит человек, пасущий верблюдов и овец, а когда приходит время водопоя и вы пригоняете их к водоему, они пьют чистое, а оставляют муть, и это чистое для вас, а мутное достается им!"
Этот хадис - ясное указание на уважение пророком, Мир ему и благословение Аллаха, своих амиров, и что он ни при каких обстоятельствах не был доволен тем, что пренебрегают его амирами или презирают их. Поразмышляй о том, как ублажил Пророк, Мир ему и благословение Аллаха, сердце своего амира Халида и это из-за той пользы, которую несет в себе уважение к амирам, как упомянул об этом Ан-Навави в толковании этого хадиса.
И добавил он также, да помилует его Аллах, о значении этого хадиса: "Воистину, паства берет ясное и прозрачное в делах, которое доставляется им и дается им без затруднений, а руководство подвергается испытанию масштабностью этих дел и сбором имущества должным образом и сохранением паствы и состраданием к ним и их защитой, и уделением должного некоторым из них. А затем, когда приходит наказание или порицание в чем-то из этого - то это адресуется амирам, помимо других людей." ("Сахих" Муслим, шарх Ан-Навави, том 12, стр. 65)
Сказал Шамсуль Хакк Абади, автор "Аун Аль-Магбуд": "Амиры, которые поставлены над вами (из числа их Халид ибн Аль-Валид) - вы оставляете их из-за разногласий с ними и не следуете за ними, и эти ваши поступки не приличествуют по отношению к амирам". ("Аун Аль-Мабуд", шарх "Сунан" Абу Дауда, том 7, стр.278)
Приводят имам Ахмад и другие от Муаза ибн Джабаля, что благородный Пророк, Мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Тот, кто совершит одно из этих пяти деяний, будет под гарантией от Аллаха, Могучего и Величественного: кто навестит больного или выйдет принять участие на похоронах, или выйдет воином, или придет к имаму, чтобы сделать ему выговор или оказать ему почтение, или останется сидеть дома, чтобы люди были в безопасности от него, и он был в безопасности от людей" (Приводит Ахмад и Ат-Табарани, и о нем высказывался Абу Иаля, ибн Хиббан и ибн Хузейма в их "Сахихах", и сказал Альбани: "Хадис достоверный")
Сказал Пророк, Мир ему и благословение Аллаха: "Обладатель власти (султан) - тень Аллаха на земле, и тот, кто почитает его - тот почитает Аллаха, а кто пренебрегает им - тот пренебрегает Аллахом". (Приводит ибн Абу Асым в "Ас-Сунна" (2/59) от Салима ибн Саид Аль-Хауляни, сказал Аль-Албани: хадис хороший)
Сказал Пророк, Мир ему и благословение Аллаха, в хадисе, который Аль-Албани посчитал хорошим от Абу Бакра: "Кто почитает власть Аллаха Благословенного и Высочайшего в этом мире - того почтит Аллах в День Воскресения, а кто пренебрегает властью Аллаха Благословенного и Высочайшего - тем пренебрежет Аллах в День Воскресения". (Извлек Ахмад и Ат-Таялиси, о второй его части сказал Аль-Албани: "Хадис хороший". И в версии Ат-Тирмизи: "Кто пренебрег властью Аллаха на земле, тем пренебрежет Аллах." Сказал о нем: “ Хадис хороший, странный (гариб)”
Сказал, Мир ему и благословение Аллаха: "Из благоговения перед Аллахом - оказание почета мусульманину покрытому сединой, к носителю Курана, не проявляя чрезмерности при этом и черствости к нему и оказание почета справедливому обладателю власти". (Приводит Абу Дауд в "Ас-Сунан" 4843 и Аль-Байхаки в "Ас-Сунан Аль-Кубра, 163/8, из рассказа Абу Мусы Аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, признан хорошим также шейхом Аль-Албани во всех его книгах)
Аль-Куртуби в своем толковании слов Всевышнего: "...повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладающим влиянием среди вас...", сказал: "Сказал Сахль ибн Абдуллах, да будет доволен им Аллах: "Не перестанут люди пребывать во благе, пока будут возвеличивать властителя и ученых и если они будут возвеличивать их обеих - то Аллах приведет в порядок их мирскую и последнюю жизнь, а если пренебрегут этими двумя - то постигнет порча их мирскую и последнюю жизнь". (Тафсир Аль-Куртуби, том 5, стр. 260)
Сказал Ан-Навави, да помилует его Аллах: "Что касается оказания уважения посредством вставания со своих мест перед вошедшим, то наш выбор состоит в том, что это является желательным (мустахаб) по отношению к тем, чье превосходство очевидно: как например знание или праведность или знатность или обладание властью и влиянием и тому подобное. И это вставание должно быть от благочестия, уважения и почтения, но не от показухи и возвеличивания и это постоянно практиковали предшественники и последующие". ("Азкар" Ан-Навави, стр.267)
Сказал наш шейх Атыятуллах Аль-Либи, да примет его Аллах: "Обсуждали это высказывание Ан-Навави ("о вставании") ученые и возразили ему. Из них ибн Аль-Хаджа Аль-Малики в труде "Аль-Мудхиль" и его слова привел ибн Хаджар в "Фатхе" и склонился к общему мнению (против мнения Ан-Навави) из числа которых ибн Аль-Каййим и другие. А что касается оказания уважения и почитания справедливого и беспристрастного обладателя власти в общем - то нет сомнений в том, что это из религии и из праведных деяний, которые любит Аллах и доволен ими и Он приказывает совершать их, в чем нет разногласий и сомнений".
Уважение к амиру или обладателю власти выражается в мольбе (дуа) за него, а также в том, чтобы не опережать его в том, что ему неприятно, особенно в присутствии народа. И в том, чтобы не повышать голоса при разговоре с ним и давать ему советы скрытно, выбирая для этого подходящее время. И не опровергать его открыто, опасаясь унизить его достоинство. Сказал наш шейх Атыятуллах: "Кроме случаев, когда требуется противоположное тому, что является основой: то есть, разрешается давать советы и приносить пользу и так поступали предшественники из сподвижников и те, кто был после них, и поэтому мы говорим: "Основой является то, чтобы давать советы и наставления скрытно".
И помощь ему (амиру) в том, что возложил на него Аллах из доверенного (аманат) и подчинение ему в том, что не является ослушанием. И побуждать его и обращать его внимание, когда он в состоянии рассеянности и невнимательности, поправлять его когда он ошибается и допускает оплошности, объединяться с ним в словах, возвращать к нему сердца отвратившиеся, испытывающие недовольство. Удерживать его от несправедливости наилучшим способом и другое из того, совершение чего похвально и следование чему прекрасно.
Пренебрежение и презрение к обладателям власти, унижение их достоинства может проявляться во многих формах, из их числа: порицание его перед другими, упоминание о его недостатках, распространение его ошибок, легкомысленное отношение к нему, насмешка над ним, не подчинение ему в том, что он приказывает, отвращение людей от него, не оказание помощи в том, чем назначил его руководить Аллах из дел мусульман, порицание и высказывание ему неодобрения открыто, и другое из того, что считается отвратительным и совершение чего предосудительно.
Муджахиду приличествует почитание амира, уважение к нему (что есть обязанность из обязанностей верующих, и традиция из традиций мусульман) и строгое соблюдение этого есть доказательство правдивости в желании победы для этой религии. Каждому мобилизовавшемуся на пути Аллаха, следует осознать то, о чем мы упомянули, чтобы не стать причиной ослушания паствы своему амиру оттуда, откуда он и не ожидал и того, что за этим последует из порчи и о чем ведомо Аллаху.
Несомненно, что этот имам, или опекун, или властитель, которого почитают и уважают - это имам справедливости, придерживающийся беспристрастности, а если он отклонился от прямого пути истины и правильного - то обязательно наставлять его, порицать и исправлять по мере его отклонения.
Абу Убайда Абдуллах ибн Халид Аль-Адам (да помилует его Аллах)
Перевод: "Бадр ат-Таухид"