***
Людмила Петрановская, московский врач-психолог, автор нескольких книг, рассказала о русском обществе, в котором господствуют нравы тюремной колонии. Она в частности пишет:
"Что это с ними? Вокруг странное и пугающее, граждане вдруг начали функционировать как единая колония с общей психикой.
Пожилые родители вдруг с ненавистью и гипертоническими кризами твердят о «проклятых хохлах» и «кровавой киевской хунте». Соседка с употреблением неполиткорректных выражений обсуждает внешность, умственные способности представителей власти далекой Америки. Друзья вдруг начинают пафосно вещать про «вставание с колен» и «Путин снова заставил мир считаться с Россией».
Про комментарии в соцсетях и говорить нечего. Слабое утешение, что там все проплаченные властями тролли, совсем не помогает, потому что это явно не только они пишут все эти «вешать национал-предателей», «мочить укропов».
Соцопросы подтверждают - подавляющее большинство поддерживает любые безумные выкрутасы власти: и присвоение Крыма, и поддержку сепаратистов на Востоке Украины, и беспардонное вранье по поводу сбитого боинга. Чем более авантюрной и наглой становится политика власти, чем больше вранья и жертв - тем больше восторга. При этом санкции - не тревожат, уровень уверенности в завтрашнем дне - высокий, уровень потребительского оптимизма - зашкаливает.
Народ и власть едины, как давно уже не было, кажется, сняты все претензии, отметены все опасения. Отдельные несогласные пытаются зайти и так, и этак:
- Но ведь нарушены нормы международного права.
- А и что! А люди в Крыму хотели! И вообще, наших военных там не было. Были? Ну, были, а и что!
- Но ведь нехорошо, соседи, братский народ...
- А и что! Они сами виноваты - зачем нас не любят? Зачем кричат: «Кто не скачет, тот москаль»?
- Но санкции же будут, это ударит по экономике России, а у нас и так...
- А и что! А они там в ЕС от нас зависят! А они без нас замерзнут! А мы их яблоки не купим, вот они поплачут!
- Да зачем нам еще земля, свою бы обустроить, ну, чем Крым раньше-то был не наш, ездили сколько хотели, а теперь не попадешь туда.
- А и что! А они зато как радовались! А мы своих не бросаем! А мы мост построим, туннель пророем, пол Украины еще отожмем, чтобы в Крым ездить!
- Слушайте, это все дорого, в конце концов, за наш же счет будут покрывать, пенсии вон уже поотбирали
- А и что! А мы согласны! А мы потерпим! А пенсии все равно бы украли! А ради величия Родины деды и не то терпели!
- Ну, а люди? Людей не жалко? Гибнут же каждый день неизвестно за что, а в самолете вообще ни при чем были...
- А и что! А это все они! Они все специально! Это им выгодно! А даже если и мы - не докажут!
Представителями позиции «А и что!» могут быть люди с любым уровнем образования, любых политических взглядов и социальных страт.
...Жалкая нация, нация рабов, снизу доверху все рабы. Мордор, заселенный орками. Въевшийся в гены совок... Мне, как психологу, очень интересно...
То, что мы наблюдаем в последние полгода в исполнении русских СМИ поистине впечатляет.
Людям сложно поверить, что им намеренно и нагло врут прямо в глаза, даже не таясь и не стыдясь разоблачений. Есть основной закон общения - кооперативность, мы исходим в коммуникации из того, что собеседник коммуникативно добросовестен. К полной отмене кооперативности люди не готовы. Никто не ждет, что ему будут с эмоциональным накалом гнать ложь, выдумывая ее по ходу.
Все шло по нарастающей. За время правления Путина из телевидения планомерно выдавливались любые альтернативные точки зрения.
Даже в советское время немыслимый - истерично-давящий тон дикторов и ведущих - постепенно стал нормой. Все было готово к шабашу пропаганды. И он разразился.
На сознание зрителей тоннами обрушились «каратели», «хунта», «готовящиеся концлагеря», «убивают за русский язык», «расстреливают всех старше 16 лет», «распяли трехлетнего мальчика». Все это с нажимом, с напором, с подтасованным видеорядом, с интенсивностью, не дающей возможности включить критичность.
Отдельно впечатляет явная вовлеченность, даже упоенность исполнителей - самих журналистов. Их каждый раз ловят, показывают, что фейк, высмеивают - и все продолжается. Пропаганде разоблачения не страшны: о них узнают сотни, а вранье увидят миллионы. И эти миллионы будут уже в таком состоянии, что уж точно не захотят испытывать когнитивный диссонанс и сомневаться. Критерием качества работы становится именно способность ввести публику в состояние измененного сознания.
Зрители за эти месяцы подверглись массовому эмоциональному изнасилованию, ковровой бомбардировке пропагандой.
Главный удар был нанесен по самому намерению искать истину и критически мыслить. Производя в астрономических количествах фейки, выдавая десятки версий разной степени правдоподобности, интернет-пропагандисты вызвали у многих людей ощущение, что правды нет вовсе.
В отчаянии люди пытались ориентироваться на мнения уважаемых прежде людей - и тут их ждал новый удар. Очень многие держатели мнений, которые прежде были как минимум независимы и критичны по отношению к власти, вдруг присоединились к общему хору. И выясняется, что ориентироваться не на кого: те запели, эти замолчали.
В эти полгода русская пропаганда достигла оруэлловских высот сбивая с толку, перекраивая понятийную сетку с головокружительной скоростью, подменяя и переворачивая смыслы.
Очень трудно сопротивляться, когда зло атакует с моралью наперевес, потрясая слезой ребенка. При этом, конечно, контекст задан недвусмысленный: не сделаешь правильный выбор - окажешься Чужим. А будешь настаивать на своем - крыс выпустят из клетки.
Изнасилованным оказалось русское общество в целом. Процесс понравился...".
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр