***
Вопреки заявлениям высших чиновников Центробанка РФ о прочном запасе золотовалютных резервов в России, которых якобы хватит для поддержания курса рубля, ситуация с резервами выглядит плачевно, что и подтверждают цифры, утверждают эксперты.
Как пишет в публикации "Голый Центробанк, или Миф о баснословных резервах" для издания slon.ru Дмитрий Мирошниченко, из озвученного на 1 октября 2014 года объема международных резервов РФ в $ 454,2 млрд, собственно валютных резервов, за вычетом монетарного золота, заметно меньше: $ 409,2 млрд.
Из указанной суммы необходимо вычесть резервную позицию в МВФ и счет в СДР (виртуальной резервной валюте МВФ), а также потраченные $ 13,3 млрд. за первую половину октября на поддержание курса рубля. Итого останется $ 383,5 млрд.
Но пикантность ситуации состоит в том, что далеко не все указанные средства принадлежат Центробанку. А именно, $ 1,4 млрд является собственностью российских кредитных организаций и просто находится на корреспондентских счетах в Банке России. Но куда более значительная сумма числится за ЦБ, но на самом деле принадлежит правительству России.
Как объясняет автор, речь идет о так называемых «нефтяных фондах». На валютных счетах Фонда национального благосостояния и Резервного фонда в Центробанке скоплено $ 153,2 млрд, которые на самом деле принадлежат ЦБ лишь номинально.
Проведя нехитрые арифметические расчеты, автор приходит к выводу, что по состоянию на середину октября Центробанк РФ потенциально обладал $ 228,9 млрд. для осуществления операций по поддержанию курса рубля.
Согласно международной практике, если имеющиеся резервы покрывают полугодовой импорт, то регулятор может себя чувствовать более-менее комфортно. Судя по статистике с сайта Центробанка, с октября 2013 года по сентябрь 2014 года включительно среднемесячный объем импорта товаров и услуг Российской Федерацией составил $ 37,8 млрд. Если умножить эту сумму на шесть месяцев, выходит $ 226,8 млрд.
Если сравнить, каким объемом средств на данный момент реально располагает ЦБ РФ — $ 228,9 млрд, — то придется признать, что возможность Центробанка РФ управлять курсом рубля не то что ограничена — ее практически нет. При этом с начала этого года интервенции уже составили более 70 млрд.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр