***
Продуктовая инфляция в России впервые за несколько лет стала двузначной и, согласно свежей статистике Росстата, достигла 12,6% годовых. Эксперты предупреждают, что в ближайшие несколько месяцев по некоторым жизненно важным продуктам рост цен может превысить 50-процентный порог, сообщает Би-би-си.
Больше всего подорожают овощи и фрукты (50-60%), молоко (до 30%) и мясная продукция (в среднем 10%), предупреждает генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина.
В конце лета Россия установила эмбарго на европейское и американское продовольствие сроком на год: это был первый толчок, подстегнувший цены - что открыто уже в октябре признал Путин на форуме ВТБ "Россия зовет!". Причем на европейскую свинину Россия ввела запрет еще в январе, мотивировав решение чумой африканских свиней в нескольких странах ЕС.
Дальше включился другой, гораздо более опасный фактор - обесценивание рубля. Россия импортирует, по разным подсчетам, от 19 до 40% потребляемого ею продовольствия, и пропорционально удешевлению национальной валюты растут закупочные цены на иностранную продукцию.
Помимо этого, слабый рубль бьет по сельскохозяйственной промышленности, которая в России серьезно зависит от импортной техники и удобрений. Производители вынуждены закладывать в стоимость товара будущие (или уже сегодняшние) траты на обслуживание импортной техники и закупку иностранных удобрений по более высоким ценам.
В результате изначальный замысел российских властей - продовольственным эмбарго больно щелкнуть по носу европейских и американских аграриев, а заодно поощрить собственных, ограничив для них конкуренцию на рынке, - пока не очень работает.
Российские фермеры, вместо того чтобы наращивать производство, вынуждены замораживать или сворачивать инвестиционные планы. В этих условиях больше всех заплатит за поддержание сельскохозяйственной отрасли страны на плаву и за попытку "импортозамещения" не государство, а граждане, которые будут покупать продукты по всё более высоким ценам.
84 рубля в месяц за эмбарго
Россияне и так уже тратят на продовольствие больше, о чем свидетельствуют декабрьские данные Росстата. С декабря прошлого года в среднем по стране говядина подорожала на 10,5%, свинина - на 26,7%, куры сырые и охлажденные - на 27,7%, сыры - на 18,4%, помидоры - на 25%. Для сравнения, жители Евросоюза за этот же период стали платить за продукты меньше на 1,1%.
При этом данные Росстата отражают лишь общую картину, без учета сезонного фактора и отдельных перекосов на местах. Некоторые продавцы воспользовались шумом по поводу эмбарго и обрушения рубля и неоправданно увеличили цену на отдельные виды продукции.
Например, еще в октябре жители Орловской области жаловались в Общественную палату на то, что курица на местном рынке стоила 78 рублей за кг, а подорожала до 121 рубля. Сельдерей в одном из магазинов Москвы до эмбарго продавался по 46 рублей, а после принятия Россией ответных ограничительных мер вырос в цене до 126 рублей.
Последнее решение Центробанка о повышении до 17% ключевой ставки, принятое для спасения финансового сектора, еще больше затрудняет кредитование для аграриев. Стабилизация финансовой системы страны дорого обходится реальной экономике. Власти обещают, что такая высокая ставка продержится ровно столько, сколько будет нужно для восстановления стабильности на валютном рынке.
Однако практика показывает, что ставки быстро повышаются - но потом долго снижаются.
В целом в ноябре реальные располагаемые денежные доходы жителей РФ (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на инфляцию) снизились по сравнению с ноябрем 2013 года на 4,7%.
Такого проседания реальных доходов не было даже в кризисный 2009 год, когда они, несмотря на снижение ВВП на 8%, остались в плюсе и даже увеличились на 2,1%. Тогда это было достигнуто за счет огромных денежных вливаний в экономику: на поддержание рубля, докапитализацию банков и выделение крупнейшим компаниям кредитов под государственные гарантии.
На этот раз резервы у правительства значительно меньше, а траты в условиях санкций предстоят более масштабные, поэтому правительство ведет себя экономнее.
В этих условиях проблема бедности в России будет обостряться, причем в первую очередь на грани риска оказываются молодые семьи с маленькими детьми, признала в середине декабря вице-премьер Ольга Голодец.
"Мы заканчиваем год с 15,7 млн бедных по стране. Но в условиях инфляции их число будет расти неминуемо", - заявила она.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр