***
Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес в интервью латвийским СМИ рассказал о политике сдерживания векового русского врага европейцев. Он в частности отметил:
- "Проблема безграмотных журналистов в том, что он, не зная фактов, смотрят примитивно: русское меньшинство есть в Украине, русское меньшинство есть и в Эстонии, Латвии и Литве. Но они не понимают, что если русский шахтер в Донбассе зарабатывает 150-200 евро в месяц, то русский работник на шахте в Эстонии - 1500-2000 евро в месяц.
Это большая разница. Они спрашивают: "Станет ли Нарва следующей?" Но, когда житель Нарвы перебирается через реку в соседнюю страну, а они это делают часто, потому что там все дешевле, то он видит, какой там уровень общественных услуг и какое качество жизни. Если ты живешь в Нарве, ты можешь отправляться работать где угодно в Европе, если живешь в Ивангороде - сначала надо добраться до Санкт-Петербурга за визой…
Эти журналисты не знают фактов, но им нравится звук N - "Is Narva next?". Недавно одна немецкая журналистка была в Нарве, чтобы снова задать вечный вопрос "Станет ли Нарва следующей?", и те, кто там живет, начали на нее кричать: "Нет, мы не хотим присоединяться к России! Сколько можно спрашивать?"
Если говорить про Европу. Нет, она точно не готова. Во-первых, из-за маленьких расходов на оборону. Меня особенно беспокоит то, что в Уэльсе мы решили увеличить расходы на оборону, а другие страны, наоборот, сократили их, нарушив договор. Мы читаем в газетах, что немецкая армия на учениях использует щетки, поскольку у них нет оружия. Это показывает, что мы не готовы.
Только год спустя Европа решила, что что-то надо делать с вопросом дезинформации (с исламской информацией запад борется путем убийства журналистов, Хана из Inspire в Йемене, например, посадкой на многие годы в демократистские тюрьмы и закрытия аккаунтов исламских СМИ в социальных сетях - КЦ).
После того, как я посетил Брюссельский форум на прошлой неделе, могу сказать, что одна вещь ясна: западные лидеры знали, как реагировать, когда Советский Союз предпринимал странные действия или делал шокирующие заявления. В наше время они не знают, как отвечать, если Россия проводит атаки за пределами своей территории. Они просто выбирают молчание.
Я на самом деле думаю, что Эстония сейчас - самая защищенная в истории своего существования. И я думаю, что запад напрасно поддался России в вопросе Украины.
Но главное в том, что мы в НАТО, а Украина - нет. Украине не помогают, потому что она не член НАТО. Точно так же НАТО не поможет Финляндии и не поможет Швеции. Андрес Фог Расмуссен это ясно сказал три года назад, когда он был генеральным секретарем НАТО.
НАТО поможет членам альянса. НАТО поможет тем, кто и есть НАТО. Мы - НАТО. Финляндия - не НАТО, Швеция - не НАТО… Австрия не НАТО. Австрии, конечно, повезло, потому что у нее вокруг - НАТО.
НАТО не будет связываться с защитой Украины. Эта совсем другая история, не такая, как с Балтией. Если НАТО не защитит Балтию, то с НАТО все кончено. Сила членства в альянсе скрывается в 5-м пункте договора. У НАТО нет нужды защищать Украину.
Мы в совершенно другой ситуации, и Россия прекрасно это понимает. Им не нравится, что мы в НАТО. Люди не должны беспокоиться, что армии НАТО здесь не будет, если ее нет сейчас на Украине. Украинцы не члены НАТО и не станут ими еще долго. Потому что им нужно многое сделать, чтобы туда попасть. Мы свою домашнюю работу выполнили.
Сдерживание все-таки работает, потому что известно, что если ты нападешь на страну НАТО, альянс не ответит в том же самом месте. Если они захватят Даугавпилс, то им нужно опасаться, что НАТО будет делать в Мурманске. Это главный принцип сдерживания.
Факт, что теперь во всех четырех странах - Польше, Литве, Латвии и Эстонии - есть "boots on the ground (размещение войск НАТО - КЦ)" - это огромная разница. Военно-воздушная база, которую мы в свое время построили за большие деньги и не использовали, теперь используется для патрулирования. На нашей территории проходят большие учения. Это огромные изменения.
Убийство Немцова показывает, что в России большой террор. Мы видим наплыв людей из России, которые хотят переселиться в Эстонию и, возможно, в Латвию. Представьте эту дурацкую пропаганду о дискриминации русских в Эстонии и Латвии, и в то же время, когда либеральные русские хотят эмигрировать, они отправляются именно в Эстонию и Латвию. Это довольно интересно, не правда ли? И их можно понять. Ты хочешь жить в месте, где можешь говорить по-русски и тебя поймут, и в то же время ты находишься в свободном мире, без цензуры.
Европе есть смысл инвестировать в медиа-каналы, предназначенные для России. Поэтому я и пишу в твиттере о России. Прямая трансляция на Россию больше не возможна. Когда-то было "Радио Свобода", но оно вещает на коротких волнах. В свое время, когда я работал на "Радио Свобода", я был первым человеком в истории радиостанции, который заключил договор о вещании на волне коммерческой станции в Эстонии. Это продолжалось до тех пор, пока не были ликвидированы балтийские службы радио, потому что они стали не нужны - Балтия была свободной.
Как добраться до русской аудитории - вопрос. Единственный ответ - через интернет. Но в России мала доля людей, использующих интернет. Свободные русские СМИ перебираются в Балтию и пытаются говорить с русским обществом через интернет".
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр