Польский еженедельник Polityka рассказал об обстановке в Крыму под пятой русских оккупантов:
В Крыму правит человек с автоматом. На полуострове страха военное положение. Крымские татары, которые уже год живут в страхе.
«Что у нас изменилось за этот год? Раньше мы жили спокойно, теперь власти не оставляют нас в покое», - говорит татарин, который покидает мечеть после своей свадьбы.
Перед камерой в Крыму высказываются только русские, бывшие граждане Украины, которые говорят о радости возвращения в лоно мамаши России. Торгующая сувенирами рядом с дворцовым комплексом в Бахчисарае женщина счастлива.
Она рада тому, что формально снова находится на родине, хотя она не в состоянии подкрепить эту радость аргументами. Точно изменился флаг и валюта. А проблемы, которые были, остались. Это коррупция, серая зона туризма, нищета, ужасная инфраструктура. Стало еще хуже, когда не хватает воды и электричества, не приезжают туристы, а власти национализируют бизнес или забирают его наполовину легально.
Русская этого не признает, но продавщицы-татарки, покачивая головой, говорят: «Мы всегда справимся. Однако те, которые так хотели в Россию, поймут, что Россия может только порождать страх».
Жизнь здесь замерла. Все ожидают, что ситуация изменится и они смогут спокойно вздохнуть, освободиться от морального и физического террора. Люди пропадают без вести, их арестовывают, судят за экстремизм, терроризм.
Более того, на улицах перестали красиво одеваться, будто люди в трауре. «Правит тот, кто держит в руке винтовку», - рассказывает жена Мустафы Джемилева Сафинар-ханум. Она рассказывает, что Крым охватил страх, - явление неизвестное на протяжении 23 лет существования украинского государства.
«Мы маленький народ. Мы должны быть терпеливы. Русские никогда не поймут о чем шепчут цветы в крымских степях, что слышно в шуме крымских рек и тополей. Это для них чужая земля, и она всегда таковой будет», - подчеркнула она.
Начиная с момента русской спецоперации по захвату Крыма, полуостров покинуло до 20 тысяч крымских татар. Они уехали с родной земли по идеологическо-политическим, профессиональным, религиозным, моральным причинам. Уехали почти все проукраинские журналисты, практикующие мусульмане. Наступает очередная волна эмиграции. Продолжается военный призыв в армию мужчин до 27 лет, и молодые татары не пойдут в армию оккупанта.
"Власти заставляют нас поступать согласно их приказам. По мнению властей, мы и так являемся деструктивным элементом, а в Крыму имеет место наполовину военное положение, в отношении нас были введены санкции. Власти говорят: «Нам ничего не стоит арестовать вас или депортировать в Украину, за которую вы так боретесь», - говорят татары.
Любого, кто не согласен с оккупацией Крыма можно подвести под статью о сепаратизме или экстремизме. Татары опасаются, что вскоре татарский флаг, который приклеивается на номера автомобилей, будет рассматриваться как проявление экстремизма.
Через год после аннексии, когда новый государственный порядок начал крепнуть, татары все еще не знают ответа на вопросы, что с ними будет и как им жить. Последовательно не признавать русского верховенства и действовать наполовину легально или попробовать договориться с группой Аксенова, интегрироваться в русское законодательство, легализировать организации и общественно-политическую жизнь.
Многие татары считают, что Украина и Запад должны, прежде всего, проявить последовательность. Если они проводят политику санкций, то блокада должна быть плотной. Не может быть так, что на полуостров попадают наполовину легальные поставки продовольствия и других продуктов из Украины, а корпорации продают в Крым электрическую энергию.
«Украина должна поддерживать нас, проводить такую политику, которая приведет к тому, что пророссийские жители Крыма придут в себя, проснутся от сна о русском могуществе и благополучии. Только санкции. Русские в Крыму без воды, без электричества, без туристов, без средств для жизни начнут думать и рассуждать», - говорят люди.
В голосе татар чувствуется разочарование действиями Киева. Они не получили из столицы никакой поддержки. Они были пятой колонной в границах Украины, а сейчас они пятая колонна в непризнанной ими России.
У татар всегда были проблемы с властью. Здесь де-факто никогда не было Украины. А 90% сотрудников прокуратуры, полиции, спецслужб перешло под юрисдикцию Москвы. Функционеры СБУ, которые писали в Киев, что татары являются элементом, угрожающим стабильности, направляют сегодня такие отчеты в Москву.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр