В последние годы Китай усиливает экономическую экспансию по всему миру. Присутствие Китая серьезно меняет экономики стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Во время недавнего визита в Южную Америку китайского премьера Ли Кэцяня были подписаны десятки соглашений и контрактов, которые, как пишет China-Latin America Economic Bulletin, позволят Китаю обойти Соединенные Штаты и стать главным торговым партнером и кредитором региона.
Президент Си Цзиньпин пообещал довести в течение десятилетия торговый оборот между Южной Америкой и КНР до 500 млрд. долларов, а инвестиции – до 250 млрд, пишет издание «Геополитика».
За последние 10 лет китайские инвестиции в Латинскую Америку уже составили119 млрд. долларов. Сумма внушительная. Она превосходит прошлогодние инвестиции Всемирного банка и Межамериканского банка развития, вместе взятых.
Латинская Америка представляет для Поднебесной особый интерес не только как регион, где можно получить сырье и продовольствие, без которых не может существовать Китай. Пекин ставит цель вытеснить Вашингтон и превратить континент в свою сферу интересов.
Наибольших успехов Пекин добился в шести латиноамериканских странах. В Никарагуа, ближайшем как и Куба соседе Америки, китайский бизнес очень крупно вложился в проект строительства канала, который свяжет Тихий и Атлантический океаны. Никарагуанский канал длиной без малого 300 км будет рыть гонконгская компания HKND, которую возглавляет крупный бизнесмен Ван Цзин. Смета проекта составляет порядка 50 млрд. долларов и судя по всему еще вырастет.
При помощи конкурента Панамского канала в Пекине рассчитывают дать толчок мировому судоходству, которое должно продолжить питать экономический рост КНР.
Не исключено, что в неожиданном потеплении Белого дома к Кубе отчасти виноват и Китай. Американцам придется приложить немало усилий, чтобы вернуть утраченные за полвека позиции на острове, главнымй торговый партнер и кредитор которого сейчас Поднебесная.
Сразу несколько латиноамериканских стран вышли на беспрецедентный уровень экономического сотрудничества с Пекином.
Так, Эквадор в прошлом году стал четвертым получателем китайских кредитов на общую сумму 7,5 млрд. долларов. В этой небольшой стране китайцев особенно интересует энергетика и в первую очередь имеющаяся в ней нефть.
Главный китайский «агент» в Эквадоре энергетическая компания Sinopec. В обмен на инвестиции Пекин получает почти половину эквадорской нефти.
Активно сотрудничает с Китаем и Буэнос-Айрес, которому после двух дефолтов за 14 лет, крайне трудно найти инвесторов. Китай сейчас самый большой и, что еще особенно важно, едва ли не последний кредитор Аргентины.
У Бразилии несколько иные приоритеты в отношениях с Китаем. Экономическая ситуация, конечно, в стране тоже непростая, но она не идет ни в какое сравнение с аргентинской. Бразильцы просто нуждаются в кредитах, а денег у Пекина более, чем достаточно. Ли Кэцян пообещал бразильцам инвестиции на общую сумму 50 млрд. долларов.
В этой крупнейшей стране региона, для которой КНР уже 6 лет основной торговый партнер, проводником и орудием китайской экспансии является энергетический гигант Sinopec, которому принадлежат крупные пакеты акций в ряде бразильских нефтяных компаний.
Венесуэла еще один получатель финансовой помощи из Пекина. На ее долю пришлись с 2007 года 56,3 млрд. долларов инвестиций, т.е. 47% от всех китайских кредитов в регионе.
В нефтяную промышленность Венесуэлы китайские бизнесмены вкладывают денег меньше, чем в добычу золота и меди. За все кредиты Каракасу приходится расплачиваться нефтью.
Мегапроектом обещает стать и железная дорога протяженностью 5300 км, которая должна пройти по бразильской и перуанской Амазонии и связать западное и восточное побережья Южной Америки. Проект оценивается более чем в 10 млрд. долларов.
Китай с его неисчерпаемыми финансовыми ресурсами часто является последней надеждой латиноамериканских стран, экономическое положение большинства которых оставляет желать лучшего. В их столицах понимают, что чересчур прочные связи с КНР делают их слишком уязвимыми перед внешними экономическими потрясениями.
Достаточно сказать, что, по расчетам экономистов Всемирного банка, замедление экономического роста Китая на 1% приведет к замедлению развития региональной экономики на 0,6%.
Усиление инвестиционно-торговой активности в Южной Америке не мешает Пекину продолжать экономическую экспансию в зонах своего традиционного интереса — в Азии и Африке.
В Азии один из главных партнеров Поднебесной, ее стратегический союзник против Индии, Пакистан. Несмотря на недавний визит в Пекин индийского премьера Нарендры Моди, в ходе которого стороны говорили о мирном диалоге и торговле, китайское руководство продолжает поддерживать тесные союзнические отношения с Исламабадом. Пакистан находится в тылу Индии и в случае индо-китайского конфликта может оказаться очень кстати.
Доказательством не только сохранения, но и укрепления отношений между Китаем и Пакистаном стал визит в конце апреля китайского президента Си Цзиньпина, в ходе которого были подписаны 51 соглашение на общую сумму 46 млрд. долларов. Они пойдут на создание Пакистано-китайского экономического коридора, по которому с Ближнего Востока в Китай должны потечь нефть и газ.
Пакистан тоже входит в проект «Один пояс – одна дорога», который должен соединить 65 стран с общим населением 4,4 млрд. человек.
Железная дорога начнется на западе КНР, в Сиане, где, кстати, начинался и древний Шелковый путь, и пройдет через всю Центральную Азию, Ближний Восток, Россию и закончится на западе Европы. Вместе с морскими маршрутами, связывающими Южно-Китайское море с Красным и Средиземным морями, она, по замыслу китайских стратегов, позволит Китаю стать державой номер один.
Продолжает оставаться в сфере интересов Поднебесной и Африка с ее богатыми полезными ископаемыми и сырьем, которая может стать главным поставщиком продовольствия в КНР.
О том, что интерес Пекина к Черному континенту не ослабевает, говорит подписание китайской железнодорожной госкомпанией CRCC в последних числах апреля контрактов в Нигерии на 3,5 млрд. долларов и в Зимбабве – на 1,9 млрд. Та же CRCC всего полгода назад, в ноябре 2014 года, заключила крупный контракт на строительство железной дороги в Нигерии на 12 млрд. долларов!
Только в страны, расположенные к югу от Сахары, в 2012 году согласно данным Heritage Foundation, Китай вложил 77,1 млрд. долларов. Крупнейшими получателями китайских инвестиций стали Нигерия – 18,8 млрд. долларов, ЮАР – 8,2 млрд. и Демократическая Республика Конго – 7,8 млрд.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр