Польский информационный портал wPolityce.pl сообщает о дальнейшем развитии событий вокруг русского теракта под Смоленском 10 апреля 2010:
"В последнем номере (польского бумажного еженедельного журнала - КЦ) wSieci опубликовано интересное интервью с бывшим офицером Разведывательного агентства полковником Пётром Вронским.
В первый раз с 10 апреля 2010 года прозвучал голос так называемого человека с другой стороны. Он говорит о ситуации в польских спецслужбах трагическим апрельским утром и свидетельствует, что польские власти не сделали то, что должно было быть немедленно сделано в такой кризисной ситуации, когда погибла польская военная и политическая элита во главе с президентом Польши.
Действия польских спецслужб, согласно полковнику Вронскому, были катастрофическими. Проще говоря: польские спецслужбы в дни, предшествующие 10 апрелю, и 10 апреля совершили вопиющие упущения, что было вызвано их некомпетентностью и оскорбительно для разумения среднего гражданина.
Они были как врач, который не приступил к реанимации и пассивно наблюдает за умирающим больным, а его коллеги, которые хотят помочь, отправлены на прогулку.
Конечно, Вронский не открыл Америку. В конце концов мы знаем уже длительное время, в основном из работы парламентской группы, как это было 10 апреля, и что ничего не было сделано до трагедии, чтобы обеспечить безопасность самых важных людей в стране.
Но его сравнение с деятельностью американских и английских спецслужб после атак 11 сентября 2001 года с тем, что произошло в Польше после 10 апреля 2010, впечатляет. Прежде всего западные спецслужбы были приведены в состояние повышенной готовности, созданы специальные группы для анализа ситуации и нахождения виновных.
Что делали польские спецслужбы10 апреля 2010 года? По словам бывшего разведчика, польские спецслужбы были на воскресном отдыхе. Никто не отвечал на телефоны, не говоря уже о создании специальных групп, и когда наконец сотрудники дозванивались до начальства, неприятный голос в телефоне напоминал, что после выходного дня стоит хорошая погода и что лучше отправиться на прогулку, после того как погиб президент страны от партии "Закон и справедливость".
О столь скандальном поведении офицеров мы могли бы никогда не услышать из их пресс-релизов, однако депутат парламента Опёла еще в 2012 году спросил:
"10 апреля 2010 года в офисе военной разведки употребляли алкоголь? Кто лично дал согласие? Как вопрос об употреблении алкоголя в помещениях спецслужбы совместим с внутренними правилами, действующими в министерстве обороны и разведки?
Правда ли, что 10 апреля 2010 года заместитель управления по обучению персонала был не здоров или чувствовал себя так плохо, что не мог двигаться самостоятельно? Что стало причиной такого состояния? Была ли оказана врачебная помощь?".
Поведение отдельных ведомств 10 апреля, а также их предыдущие действия или, вернее, их отсутствие (в частности, не проводилась разведка в аэропорту Смоленска, отсутствовал надлежащий контроль за ремонтными работами на Туполеве в Самаре, отсутствовала тщательная проверка самолета на наличие взрывчатых веществ) на фоне визита президента России (встреча с Туском в Смоленске 7 апреля и 10 апреля 2010 - КЦ) позволяет сформулировать очень тяжкие обвинения. На кого работали спецслужбы? На убийц?
В контексте того, что говорит бывший сотрудник Разведывательного агентства, проводящий сцены из деятельности своего учреждений, стоит вспомнить историю странной, якобы сфальсифицированной записки об известном фильме "Горит самолет", Samolot płonie (1 24), в котором можно слышать звуки, похожие на выстрелы.
Дело всплыло в свет в 2011 году, когда в СМИ появилась информация, что в Разведывательном агентстве имеет записка, подписанная 14 апреля 2010 ее офицером после разговора с автором фильма Андреем Мендереем.
В ней, в частности, говорится о свидетельстве автора фильма о выстрелах и наличии на поле бойни подозрительных людей, которые, как показалось, добивали раненых.
Записка с подписью офицера Разведывательного агентства AW с логотипом AW была разослана ведущим польским политикам. Но вскоре босс AW генерал М. Хуня подал заявление в прокуратуру о возбуждении дела о фальсификации документов.
В конечном итоге дело было прекращено на основании, в частности, просьбы истца, то есть главы AW, который заявил, что записка о беседе с автором фильма является фальшивкой.
Откуда он это узнал? Он не объяснил. Виновные в предполагаемой подделке также не были найдены. Также не были указаны мотивы, которыми могли бы руководствоваться фальсификаторы.
По словам полковника Вронского, Разведывательное агентство после Смоленской катастрофы сохраняло очень подозрительное спокойствие и рекомендовала своим офицерам воздержаться от каких-либо действий.
Деятельность офицера AW в беседе с автором фильма могла существенно нарушить мирный покой AW и в то же время вызвать социальные волнения.
Кроме того, следует принимать всерьез гипотезу о теракте против польской делегации и осмотреть тела погибших для выяснения причин смерти, а также принять ряд других мер, которые могли бы объяснить истинные причины Смоленской авиакатастрофы, что может быть неудобным для многих людей в Польше.
Возможно, именно поэтому глава ведомство объявил записку фальшивкой, и, следовательно, недостоверной содержащуюся в ней информацию. Возможно, в один прекрасный день и этот вопрос будет полностью выяснен.
Несомненно, свидетельство полковника Вронского является важным элементом кропотливой работы людей доброй воли по выяснению того, что на самом деле произошло до, во время и после 10 апреля 2010 года и поэтому должно быть воспринято без излишней радости, но и без истерии.
Будем надеяться, что с изменением политической реальности захотят высказаться и другие свидетели тех событий, которые сейчас уже находятся в бегах (Туск перебежал на руководящую должность в Евросоюз в Брюссель - КЦ)", пишет портал wPolityce.pl.
Отметим, что созданная в 1990 году общая польская разведывательная служба Управление государственной охраны (Urząd Ochrony Państwa, UOP) в 2002 году была разделена на внешнюю невоенную разведку под названием Разведывательное агентство (Agencja Wywiadu, AW), которая внедряет своих офицеров в частности в польские дипломатические службы, и внутреннюю политическую полицию Агентство внутренней безопасности (Agencjа Bezpieczeństwa Wewnętrznego, ABW).
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр