Начальник Объединенного комитета начальников штабов США генерал Мартин Демпси рассказал об американской военной стратегии США на 2015 год, где угрозами безопасности названы ревизионистские государства - Красная Россия, Иран, Красный Китай и Красная Корея.
Отметим, что согласно теории перехода силы (Power transition theory) о циклической природе войн, созданной профессором Мичиганского университета Абрамо Фимо Кеннетом Органским (Abramo Fimo Kenneth Organski, 1923-1998) и первоначально опубликованной в его учебнике "Мировая политика" (World Politics) в 1958 году, мир делится на 2 части: статусквойные государства (status quo states), которые стремятся сохранить существующий порядок, то есть статус кво, и ревизионистские государства (revisionist states), которые не удовлетворены своим местом в международной системе как в политической, так и экономической области.
К статусквойникам относятся Америка, Англия, Франция, Япония и др., а к ревизионистам Красная Корея, Иран, Красная Россия и др. Целью теории является исследовать циклический характер войн и как переход мощи в смысле державной политики (machtpolitik) влияет на возникновение этих войн.
«Хотя Россия и внесла свой вклад в борьбу с наркотиками и терроризмом, она не раз демонстрировала неуважение к суверенитету соседних стран и готовность применить силу для достижения своих целей», - сказано в документе.
«Россия неоднократно демонстрировала, что не уважает суверенитет своих соседей, – говорится в стратегии. – Военные действия России подрывают региональную безопасность как напрямую, так и при помощи марионеточных сил».
Также в тексте прямо упоминается техника гибридной войны в контексте русской аннексии Крыма. Россия подрывает региональную безопасность напрямую и через третьи силы.
«Эти шаги нарушают многочисленные договоренности, которые подписала Россия и в которых она обязалась действовать в соответствии с международными нормами, включая "Устав ООН", "Хельсинкские соглашения", "Основополагающий акт Россия - НАТО", "Будапештский меморандум" и "Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности», - говорится в документе.
Генерал отметил, что не может с точностью предсказать, откуда может появиться следующая угроза Соединенным Штатам и интересам страны, но он знает, что это произойдет быстрее, чем раньше, и американские вооруженные силы должны быть к этому готовы.
«Глобализация, распространение технологий и демографические изменения ведут к стремительным изменениям, когда государственные субъекты и транс-региональные сети бросают вызов порядку и стабильности. В стратегии обращено внимание на эту динамику, и наша стратегия в том, чтобы наши силы оставались лучше всего управляемой, подготовленной и экипированной армией на планете», сказал он.
В стратегии признается, что применение военной силы против традиционных угроз, исходящих от государств существенно отличается от использования такой силы против негосударственных субъектов. Также отмечается, что наиболее вероятны сценарии затяжных кампаний, а не коротких, интенсивных боев.
В документе указано, что вооруженные силы США также должны быть готовы, чтобы противостоять ревизионистским государствам, таким как Россия, которая бросает вызов международным нормам, а также радикальным организациям, подобным Исламскому Государству.
Но Россия – не единственная вызывающая озабоченность страна, о которой говорится в стратегии. Перечислены также Иран с его ядерной программой и спонсированием «террористических групп в регионе и активностью в Сирии, Ираке, Йемене и Ливане» и Красная Корея, где разрабатывают ядерное оружие и строят ракеты, способные долететь Соединенные Штаты.
Китай вынесен в другой разряд, однако и его действия могут нести угрозу США, указано в стратегии, которая, в то же время, поощряет Китай «стать партнером ради большей международной безопасности».
В то же время, действия Пекина в Южно-Китайском море вызывают тревогу. Вооруженные силы США «должны обеспечить полный спектр военных возможностей, касающихся и ревизионистских государств и экстремистские групп, – написано в стратегии. – Результатом неспособности сделать это станет больший риск для нашей страны и международного порядка».
При этом в документе подчеркивается, что ни Красная Россия, ни Красный Китай, ни Красная Корея, ни Иран не представляют прямой военной угрозы США и их союзникам, однако их действия вызывают серьезную озабоченность.
«В Европе мы остаемся непоколебимы в приверженности нашим обязательствам по отношению к союзникам по НАТО, - указывается в документе. - НАТО обеспечивает жизненно необходимые гарантии коллективной безопасности и является стратегически важным альянсом для предотвращения конфликта, особенно в свете недавней русской агрессии, совершенной на его периферии».
«Глобализация, распространение технологий и демографические изменения ведут к стремительным изменениям, когда государственные субъекты и транс-региональные сети бросают вызов порядку и стабильности, – заявил Демпси. – В стратегии обращено внимание на эту динамику, и наша стратегия в том, чтобы наши силы оставались лучше всего управляемой, подготовленной и экипированной армией на планете».
В стратегии признается, что применение военной силы против традиционных угроз, исходящих от государств существенно отличается от использования такой силы против негосударственных субъектов. Также отмечается, что наиболее вероятны сценарии затяжных кампаний, а не коротких, интенсивных боев.
Вооруженные силы США «должны обеспечить полный спектр военных возможностей, касающихся и ревизионистских государств и экстремистские группировки, – написано в стратегии. – Результатом неспособности сделать это станет больший риск для нашей страны и международного порядка».
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр