Взрыв в Турции направленный против курдов в Суруче организовали курды из РПК (Рабочая партия Курдистана), об этом сообщило турецкое издание YeniSafak. Эта атака должна была спровоцировать Анкару на ответную реакцию, которую долго ждать не пришлось.
По сообщению канала NTV, в городе Диярбакыре наряд полиции был обстрелян группировкой РПК. В Стамбуле произошли стычки между полицией и курдами, которые вышли на «акцию протеста».
Диярбакыр является неофициальной курдской столицей Турции. После взрыва в Суруче, в результате которого были убиты более 30 курдских социалистов, возросла напряженность в районах населенных курдами.
Двое турецких полицейских были найдены убитыми в своих дома в городе Джейланпынаре (провинция Шанлыурфа). Ответственность за убийство взяла на себя РПК (Рабочая пария Курдистана).
На своем сайте группировка назвала эти убийства «возмездием за суручский теракт», поскольку полицейские, по данным РПК, якобы «сотрудничали с ИГ».
В пятницу в Стамбуле был убит некто Мурсел Гюль. Ответственность за убийство взяли на себя курды из группировки YPG. Они объявили, что он был членом ИГ. Накануне в Адане был убит исламский активист Худа-Пар.
Тем временем власти Турции объявили о масштабных рейдах в 13 районах страны, в ходе которых были задержаны более 250 сторонников РПК и ИГ.
На рассвете 24 июля турецкие самолеты нанесли ракетно-бомбовые удары по позициям ИГ на территории Сирии. Эта воздушная атака была объявлена местью за убийство турецкого офицера вооруженной группой ИГ на границе с Сирией.
Укажем в этой связи, что до сих пор нет ясных комментариев со стороны командование ИГ о том, с какой целью было совершено нападение на турецких военных. Нет также официальных заявлений ИГ о боевом столкновении с турецкими армейскими подразделениями, которое длилось более 3-х часов, с использованием танков и артиллерии.
Турция все это время воздерживалась от участия в военных действиях против ИГ, несмотря на давление США. Более того, в отношениях между Турцией и ИГ не было враждебных проявлений.
Долгое время ИГ не трогало языческое капище турецкого султана на подконтрольной территории и позволяла туркам перемещать свои войска и военную технику.
После неудачи ИГ в боях за Кобани и захвата курдами ряда населенных пунктов у ИГ, ситуация стала меняться. Анкара заявила, что не допустит создание т.н. «курдского коридора» в Сирии.
К границам Сирии были переброшены армейские части. Турецкое командование дало утечку в СМИ о готовности взять под контроль Джараблус, в случае, если курды попытаются отбить этот город у ИГ и соединить два т.н. «кантона» по обе стороны Евфрата.
В этой связи не понятна логика нападения ИГ на турецких военных, т.к. обострение отношений с Турцией крайне невыгодно ИГ и создает серьезные проблемы.
Тем не менее Анкара, судя по всему, решила воспользоваться ситуацией и приступить к реализации планов по недопущению захвата приграничных сирийских территорий курдами. Поэтому объявление операции одновременно против курдов и ИГ не случайное совпадение, а скорее всего сознательная акция.
Однако учитывая крайнюю осторожность Турции и привычку Анкары делать шаг вперед и два-три шага назад, прогнозировать дальнейшее развитие ситуации практически невозможно.
Между тем турецкие СМИ сообщили, что командование ИГ перебросило в Джараблус и другие районы на границе с Турцией дополнительные силы. Ранее поступали сообщения о минировании силами ИГ подходов к Джараблусу.
Вечером в пятницу стало известно о новых бомбовых ударах турецких самолетов по объектам ИГ в Сирии в районе Хавар и базам курдов РПК.
Президент Турции Эрдоган на специальной пресс-конференции в пятницу обвинил ИГ в «агрессии», и заявил о том, что военная база в Инжирлике будет использована против ИГ «на полную мощность».
Арабские СМИ, в частности просаудовский телеканал «аль-Арабия» указали, что до сих пор Турция проводила по отношению к ИГ «мягкую линию», т.к. отряды ИГ воевали с режимом Асада. Однако в результате последних событий Анкара, судя по всему, меняет свою политику.
Информационные источники сообщили, что в ночь с пятницы на субботу более 20 турецких самолетов атаковали позиции ИГ в Сирии и базы курдских коммунистов РПК на севере Ирака.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр