Утренний поезд Брест — Тересполь заполнен под завязку. В вагонах перемешались белорусы, чеченцы, грузины. Напротив меня сидит Исхак из Грозного. В Брест он приехал с женой и внуком три дня назад. Теперь Исхак каждое утро просыпается, идет с семьей на вокзал, садится на поезд, едет в Тересполь, безрезультатно просит убежище и возвращается в Брест.
Каждый день рутина — эдакий чеченский день сурка. Исхак в этом деле новичок, на его счету всего три «ходки». Более опытные соотечественники пытались выбраться из «приграничного лимба» десятки раз. В Польшу хочется всем, а пускают — единицы.
«В Польшу как-то выборочно пускают. Вчера ехал с семьей племянника. Его пустили, меня — нет, — сетует Исхак. — Говорят, что проще тем, у кого польская виза есть. А как ты ее получишь в Чечне? Наверное, они просто не могут одновременно принять столько людей, поэтому одних пускают, других обратно отправляют. Некоторые десять раз пытаются, а на одиннадцатый проезжают».
«Поляки не пустят, пойдем опять в крепость»
Исхак не скрывает, что из Чечни он уехал по чисто экономическим соображениям — работы нет. Да и родственники практически все уже в Евросоюзе. Например, отец его внука, который точно так же пересек границу несколькими месяцами ранее.
Из Грозного семья Исхака добиралась на автобусе до Москвы. Затем по железной дороге переехали в Брест, пересели на поезд до Тересполя, получили в Польше отказ и вернулись обратно. В Бресте они живут на съемной квартире.
Приезжие стараются не привлекать к себе внимания: жилье без острой необходимости не покидают, до вокзала и обратно ездят на такси. Исхак, в отличие от земляков, по городу ходит только пешком, да и сидеть взаперти не любит.
«Вчера вечером ходили с внуком в Брестскую крепость. Там ведь тоже чеченцы воевали. Сегодня, если поляки опять не пустят, пойдем опять в крепость», — делится Исхак.
Чеченец Леча в Бресте уже две недели. За его плечами — 13 «ходок». Как и Исхак, он «штурмует» границу только утренним поездом.
«13 „ходок“ — это мало. Некоторые уже по 30−40 раз успели съездить: утром едут, их назад отправляют, в обед снова едут, опять назад и третий раз уже вечером. Но мне так тяжело — возраст», — говорит мужчина.
Леча «бежит» от безработицы в Грозном к своим родственникам во Франции. Мужчина не скрывает, что главное для него — это пересечь границу. В Польше он задерживаться не намерен.
«У меня один сын уже три года там [во Франции], другой — пару месяцев. Пропустят — к ним поеду. Мне бы только в Польшу попасть», — ждет Леча.
Поезд подъезжает к тереспольскому вокзалу. На перроне — люди в форме и черных балаклавах. Белорусы покидают вагоны первыми. Затем выводят претендентов на статус беженца.
После проверки документов некоторые останутся в Тересполе, остальных запустят в зал ожидания вокзала, чтобы посадить на обратный поезд. Исхак настроен оптимистично, но обратный билет все-таки купил.
В пресс-службе Брестской пограничной группы TUT.BY сообщили, что в середине августа 2015 года резко вырос поток беженцев, которые пересекали белорусско-польскую границу.
В июне 2015 года в железнодорожном пункте пропуска «Брест» было зафиксировано около 1700 попыток выезда в Польшу гражданами Кавказа и стран Средней Азии, в июле — более 2000, в августе — около 8300, а за первую декаду сентября — свыше 4 тысяч. Для сравнения: в январе было немногим более 700 попыток пересечения гражданами этих стран белорусско-польской границы на поезде. Более 75% летних попыток выезда из Беларуси закончились возвратом в Брест.
Приведенные цифры отражают не число иностранцев, которые выезжали в Польшу, а количество попыток пересечения границы. Один претендент на статус беженца за день мог пересечь границу на поезде минимум три раза.
Из общего числа «беженцев» примерно половина — граждане России чеченской национальности. За ними — грузины, азербайджанцы, армяне, таджики, киргизы, казахи.
За четыре месяца больше, чем за год
Об увеличении потока мигрантов на данном направлении свидетельствуют также данные Надбужанского отдела пограничной службы Польши. Как сообщил TUT.BY пресс-секретарь Дариуш Сеницкий, в мае 429 человек подали заявки на получение статуса беженца, в июне — 532, июле — 724, августе — 1153. За две недели сентября пограничникам Надбужанского отдела поступило 672 заявки. За весь прошлый год пограничники приняли документы о предоставлении статуса беженца от 2945 человек. Чаще всего обращались граждане России, Грузии, Кыргызстана и Таджикистана.
После принятия заявок о предоставлении статуса беженца мигранты направляются в центры по делам иностранцев, сообщили TUT.BY в Надбужанском отделе пограничной службы.
Железнодорожники в плюсе
Брестские железнодорожники пока с потоком справляются. Начальник станции Брест- Центральный Виктор Кулай сообщил, что проблем с билетами на поезд Брест — Тересполь нет. Сотрудники вокзала отслеживают спрос и при необходимости добавляют вагоны.
Самый популярный у потенциальных беженцев поезд — утренний Брест — Тересполь, который отправляется в 8.01. В апреле этого года на него было продано 6500 билетов, в мае — 7200, в июне — 8013, в июле — 8652, в августе — 9824.
«Это уже второе-третье поколение мигрантов»
Сейчас ситуация с наплывом гостей из стран Кавказа находится под контролем, уверен начальник областного управления по гражданству и миграции Александр Томашев .
— Поток беженцев из Чечни и Грузии через Брест идет постоянный. Иногда наблюдается рост числа прибывающих граждан. Например, традиционно летом их больше, чем зимой. Также изменение количества прибывающих беженцев может быть обусловлено ситуацией в странах Европы. Хотя в Европу они прежде всего едут к своим родственникам, которые успели там «осесть». Это уже второе-третье поколение мигрантов.
По словам Александра Томашева, «беженцы» в Бресте ведут себя спокойно, проблем ни милиции, ни местным жителям не доставляют. «Мы с ними проводим работу, объясняем правила пребывания в Беларуси».
По данным брестской милиции, за август-сентябрь из Беларуси были выдворены 22 иностранца за нарушение порядка временного пребывания в пограничной зоне.
В гостинице «Буг», которая расположена в пяти минутах ходьбы от железнодорожного вокзала, TUT.BY сообщили, что не заметили наплыва мигрантов. Как пояснили в администрации, «беженцы» предпочитают останавливаться на съемных квартирах. При этом были случаи, когда к администратору обращались предприниматели с предложением направлять лиц кавказской национальности к ним на съемные квартиры, обещая 20% от сделки.
… Двери зала ожидания вокзала в Тересполе закрыты. Возле входа и выхода дежурят люди в военной форме и черных балаклавах. Внутри — около сотни кавказцев, которые ждут, когда их проводят на обратный поезд в Брест. Через окно замечаю мужчину в белых кожаных туфлях, бежевых штанах и кофте. Это Исхак. Значит, третья «ходка» для него закончилась неудачно. Недалеко от него бродит Леча. Ему тоже не повезло. Белорусов и иностранцев в вагоны пускают по отдельным очередям. С Исхаком мы встречаемся уже перед паспортным контролем на брестском вокзале.
На вопрос, сколько он будет ходить по замкнутому кругу, мужчина отвечает честно: «Пока деньги есть».
— А когда закончатся?
— Вернусь обратно в Грозный.
Источник: Tut.by