Путин выступил с очередной ежегодной речью. Начал он с описания «угрозы терроризма» и обоснования русской интервенции в Сирии, а также и с резких угроз в адрес Турции.
Но основная часть его выступления была посвящена экономическим и социальным темам.
Би-би-си, радио «Свобода» и др. СМИ попросила экспертов прокомментировать обращение Путина. Большинство из них указали, что кремлевский главарь никакого нового курса не предложил. Они считают, что путинская болтовня не даст никакого результата.
Марк Урнов, политолог, факультет Социальных наук НИУ ВШЭ
«Его выступление напомнило мне выступления генеральных секретарей на съездах партий. В нем четко обозначены действительно все проблемы, которые стоят перед страной — за исключением небольшого количества проблем, вроде отношений с Западом или Украиной. Совершенно непонятно, каким образом проблемы будут решаться.
…Не было названо реальных способов решения проблем, что создает больше вопросов, чем ответов. Кремль не знает, как решать проблемы в рамках сложившейся системы, но пересматривать базовые основы этой системы сил нет».
Глеб Павловский, политолог, директор «Фонда эффективной политики»
«Это попытка Путина проявить благоразумие и отмежеваться от худших радикальных ожиданий, которые вызывали последние шаги российской политики у элит и делового сообщества, у всех, кто перестал понимать, что собственно происходит и как далеко собирается зайти Кремль. Путин заявил, что он не с радикалами, хотя обставил это большим количеством пугающих намеков — в том числе в адрес Турции.
Эту речь слушали с разочарованием те, кого называют политические ястребы, то есть люди совершенно политически сумасшедшие. И, наверное, с удовольствием слушало большинство правящих элит, потому что Путин сказал им, что хуже не будет, хуже постараемся не сделать.
Все остальные тезисы президента можно понимать по-разному. И продолжение амнистии капитала, которая носит полицейский характер. И борьба с коррупцией, которая уже стала постоянной мантрой для российских властей, которые уже сами по себе ничего не обозначают».
Владимир Тихомиров, главный экономист ФГ БКС
«Мы слышали то, что слышали и раньше. Это позитивно, так как делается упор на улучшение предпринимательского климата. Перед правительством ставится задача не надеяться на рост нефтяных цен и развивать несырьевой экспорт. Но это мы уже все слышали. Я не услышал ничего в послании, что было бы по-настоящему новым».
По мнению политолога Андрея Пионтковского, которого цитирует радио «Свобода», ничего нового по внешнеполитическим проблемам Путин не сказал и не может сказать, хотя вопрос отношений России с режимом Башара Асада заслуживает серьезных объяснений:
– У меня за 16 лет накопилось много вопросов к господину Путину. Но сейчас у меня один – самый важный: сенсационное разоблачение господина Венедиктова, которое прозвучало 21 ноября в его передаче на "Эхе Москвы".
Он подробно рассказал: да, возможно, контрабандная нефть ИГ реализуется на турецкой границе, но основным бенефициаром является правительство Асада при полной финансовой и дипломатической поддержке России.
В частности, МИД в течение длительного времени, по крайней мере, до визита Олланда в Москву, осуществлял крышевание этих промыслов, выступал против ударов французской авиации по промыслам ИГ, ссылаясь формально на международное право. Дескать, мы-то воюем в Сирии по приглашению законного президента, а французы не имеют никакого права вмешиваться.
Прошло две недели – в ответ на эти разоблачения оглушительное молчание. В любой другой стране это вызвало бы правительственный кризис, отставку руководителей, военный трибунал.
Получается, что Асад, ИГ и Путин – это совместное предприятие в Сирии, которое имеет большие экономические интересы и тесно взаимодействует. То, что Путин не борется с ИГ, было ясно: большинство бомбардировок осуществляется не против ИГ, а против неигиловской оппозиции Асаду. В частности, против тех, кого Путин с презрением назвал "туркменскими племенами".
Еединственная их вина в том, что они с большинством сирийского народа выступили против режима Асада, который уже уничтожил двести тысяч суннитов и их систематически уничтожает.
Более того, в центр пропагандистской кампании против Турции Путин поставил именно аргумент, что Турция занимается преступным бизнесом, покупая нефть у ИГ. Эрдоган опроверг это и попросил предоставить доказательства.
Песков сделал невероятное заявление, мол, мы не будем предоставлять никаких доказательств, мы вообще не для того это сказали, чтобы поставить в неудобное положение турецкую власть. Он не может доказать, что Турция покупает нефть
Путин очень гордится своей школой питерской подворотни, где его научили бить первым, но, наверное, он там должен был выучить еще один урок: за базар надо ответить. За базар о том, что Эрдоган крышует ИГ, он не смог ответить.
Я хотел бы, чтобы он прокомментировал те свидетельские показания Венедиктова, которые прозвучали, к сожалению, только в эфире "Эха Москвы", а вообще-то его давно должен был допросить Следственный комитет по признакам масштабного государственного преступления.
– Путин не может обойти темы отношений с Сирией и с Турцией…
– Вы совершенно правы, но он отстаивает ту самую ложь, основные контуры которой были обозначены, хотя реальность просто противоположна. Я повторяю: Асад – основной покупатель и бенефициар преступной торговли нефтью ИГ. Российская Федерация оказывает ему всякую поддержку своими финансовыми структурами, своим МИДом.
Эти финансовые структуры уже названы – это Российский кредитный банк. Назван человек, который курирует этот бизнес, – это господин Илюмжинов. Это официально сообщено американской финансовой разведкой. Эти люди будут подвергнуты санкциям. Об этом же несколько раз говорил Эрдоган. Сейчас очередь Путина отвечать за обвинения, которые прозвучали из самых разнообразных источников, включая одного из его любимых журналистов.
– На фоне такой активной в последнее время геополитики Путин не оставил в стороне и внутрироссийские проблемы.
– Но меня это абсолютно не интересует. Страна сползает в войну, которая может ее разрушить. Мы сползли в войну в 1914 году под дурацким предлогом защищать каких-то там братушек, которым взбрело в голову взрывать австрийских эрцгерцогов. Ну, так по крайней мере с этим предлогом можно было спорить и его обсуждать.
Мы сейчас влезаем в мировую войну на фоне абсолютной чудовищной лжи нашего руководства и полной пропагандистской подмены истинных целей кампании в Сирии.
На днях в Госдуме при полном скоплении состава на трибуне выступал вице-спикер парламента – не сумасшедший, не бомж, один из крупнейших государственных деятелей страны – Жириновский.
Он требовал взорвать Босфор, чтобы полностью затопить Стамбул и уничтожить все его население. По-моему речь идет о более серьезных вещах, чем санкции на помидоры. Я не говорю, что это вскоре осуществит власть, но то, что это от имени власти говорится на ее вершине, это просто чудовищно…
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр