Профессором экономики Гуверовского института в Калифорнии Михаил Бернштам предупредил в интервью радио Liberty о том, что от нефти и газа России больше ничего не зависит. Энергоресурсы Москвы, которые Кремль использовал в качестве оружия и инструмента политического влияния, больше ничего не значат.
По его словам, нефть больше не будет стоить выше 36 долларов за баррель. И в дальнейшем будет только падать.
Даже если на Ближнем Востоке начнется большая война кардинального изменения в нефтяном тренде больше не будет, т.к. в США и в мире произошла технологическая революция в области добычи нефти и Америка становится крупнейшим игроком на нефтяном рынке.
Кроме того, стремительно теряют ценность газопроводы. Новые технологии позволяют добывать и транспортировать сжиженный газ специальными танкерами, что значительно дешевле газопроводной доставки.
Эксперт объясняет:
- Российский газопровод в Европу Уренгой – Ужгород пропускает 28 миллиардов кубических метров газа в год. Хваленный "Северный поток" пропускает 55 миллиардов кубических метров газа в год. И всего лишь 50 или 70 крупных кораблей перевозят такое же количество в виде сжиженного природного газа, что значительно дешевле.
Далее профессор Бернштам говорит:
- Я вам даю две критические цифры – 36 и 80.... 36 долларов за баррель – это средняя цена нефти в Соединенных Штатах, традиционной и сланцевой.
Производство сланцевой нефти колеблется от 23 до 50 долларов за баррель, 36 средняя. В этой ситуации, если цена на нефть несколько поднимается на мировом рынке в силу тех или иных причин, хоть кризис на Ближнем Востоке, хоть увеличение экономического роста в Китае, по любым причинам, в этой ситуации уходит 80 дней всего лишь для того, чтобы новые сланцевые скважины вступили в действие, либо возобновили производство, либо начали новое производство.
В Соединенных Штатах есть компании, которые могут за 80 дней начать новое производство в случае изменения рыночной конъюнктуры.
То есть, если нефть поднимается выше 36 долларов, она не может подняться выше дольше чем на 80 дней, потому что в это время уже сразу вступает новое производство. Все эти скважины закрыты, они открываются, цена падает, они закрываются. Мировая равновесная цена сейчас на нефть будет такой, какой по технологическим условиям является цена производства на маргинальной скважине сланцевой нефти в Соединенных Штатах.
Иными словами, выход американцев на всемирные рынки нефти убивает всякие надежды на создание российской энергетической сверхдержавы.
Сланцевая революция положила конец надеждам России, она положила конец роли Саудовской Аравии в мире, она положила конец влиянию ближневосточных кризисов на мировую экономику.
Ничего подобного тем шокам, которые происходили в мировой экономике, рецессии на Западе в 1973 и в 1979 году, ничего подобного уже не будет. Потому что ресурсы сланцевой нефти и ресурсы сланцевого газа в Соединенных Штатах и в других странах не ограничены, значит, достаточно только того, что, при нынешней ситуации, чтобы цены поднялись, сразу увеличивается производство.
Поскольку технологический прогресс будет продолжаться, то себестоимость будет падать, нефть и газ будут дешевле. 80 дней уходит на то, чтобы увеличить производство на существующих уже или на новых сланцевых скважинах, и тоже 80 дней уходит в среднем на то, чтобы танкер с нефтью или сжиженным природным газом добрался от Соединенных Штатов до любой точки мира, в Японию, в Европу, куда Соединенные Штаты поставляют это.
В этой ситуации все те страны, которые раньше могли поставить мир в зависимость от себя, будь то Саудовская Аравия, или другие страны Ближнего Востока, или будь то Россия, – они утратили свою мировую роль, они сделали ставку на отсталость, они сделали ставку на бесперспективные отрасли промышленности.
Развитые промышленные страны и бедные развивающиеся страны больше не зависят от стран – производителей и экспортеров энергоносителей. Вот это самое главное (в частности, от России)
Раньше был рынок продавца, те могли диктовать свои цены и могли диктовать свои политические условия. Россия могла требовать чего-то, Саудовская Аравия могла требовать чего-то, Иран мог требовать чего-то – это все кончилось, теперь уже рынок покупателя.
Соединенные Штаты и Австралия в ближайшие годы выведут на рынок дополнительно примерно 150 миллиардов кубических метров сжиженного газа, и это близко по объему всему российскому экспорту.
Это приводит к тому, что не нужны никакие газопроводы, не нужны никакие долгосрочные капитальные вложения в совместные предприятия Германии и России, не будет второго "Северного потока", а будут американские танкеры.
Самое серьезное узкое место – это нехватка этих танкеров, нужно построить дополнительно еще 100 таких кораблей, которые смогут американский сжиженный газ везти в Японию, в Китай, в Европу, в Корею, и все.
Даже если бы сейчас Россией правил не этот человек, а мать Тереза или Серафим Саровский – это все уже не имело бы никакого значения, потому что американский сжиженный газ с учетом цен транспортировки и себестоимости транспортировки оказывается дешевле, чем российский газ, идущий по газопроводам в Европу. По чисто экономическим причинам американский газ завоюет рынок.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр