Один из подельников Путина, некто Сергей Ролдугин, связан с несколькими офшорами, через которые заключались сделки на миллиарды долларов, а также контролировались акции ключевых предприятий России.
Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) совместно с несколькими изданиями, опубликовал результаты расследования на основе масштабной утечки данных из почты панамской юридической фирмы Mossack Fonseca & Co – четвертой по величине в мире офшорной юридической фирмы.
Сергею Ролдугину принадлежали четыре компании: две из них напрямую, еще две – через связанных с ним людей. В двух офшорных фирмах интересы музыканта представляли связанные с банком "Россия" братьев Ковальчуков предприниматели Олег Гордин и Александр Плехов.
У каждого офшора в схеме была своя роль, говорится в расследовании. Одни использовались для получения от кипрского кредитов на льготных условиях (банк RCB частично принадлежит российскому ВТБ), другие предназначались для контроля крупных пакетов акций в российских предприятиях.
Оборот только по счетам одного офшора, Sandalwood Continental, составил около 2 млрд долларов. Объемы сделок в других компаниях были меньше, считают авторы расследования, но также измерялись сотнями миллионов долларов.
Деньги поступали в офшоры из следующих источников: внебиржевые сделки с акциями крупнейших российских госкомпаний, "пожертвования" от крупных российских бизнесменов, и льготные займы от кипрского RCB bank.
Журналисты проанализировали несколько сделок с акциями, которые совершили фирмы Ролдугина. Акции покупались, а на следующий день продавались с гигантской прибылью. Контрагентом офшорных компаний сначала была брокерская фирма "Тройка диалог", а позже – Сбербанк. Каждая сделка с фирмами Ролдугина становилась для них убыточной.
Еще одним видом доходов были странные "пожертвования" от бизнесменов. Так, в 2007 году другой офшор одолжил фирме Ролдугина 6 млн долларов. А спустя пару месяцев этот кредит был прощен за вознаграждение в 1 доллар.
"В базе MF есть документы и о других похожих случаях. Например, в 2011 году IMO, принадлежащая Ролдугину, за тот же 1 доллар «купила» право требования еще на 200 млн долларов у другого офшора — Ove Financial Corp. К сожалению, нам не удалось узнать, кто стоит за этой структурой", – говорится в расследовании.
В пользу фирм переводили деньги крупные российские бизнесмены, например, структуры Алексея Мордашова и Сулеймана Керимова.
Офшорные компании также контролировали доли в крупнейших предприятиях России, в том числе в созданной недавно погибшим при странных обстоятельствах Михаилом Лесиным "Видео Интернейшнл": эта фирма контролирует большую часть телевизионной рекламы в РФ. Совладельцем "Видео Интернейшнл" выступает "Банк Россия" других друзей Путина: братьев Ковальчуков.
У офшоров Ролдугина были опционы на управление пакетами акций КАМАЗа и АВТОВАЗа, причем он имел право получить контроль над обоими предприятиями всего за 100 тысяч долларов.
О роли Ролдугина в банде Путина рассказал один из близких к нему людей:
"Для решения оперативных, а порой непубличных задач Путин опирался на круг бизнесменов, основу которого составляли друзья по питерскому периоду жизни. Но многие утратили его доверие, скажем так, из-за ненасытности. Президенту был необходим человек, которому можно доверять без сомнений, чтобы через его "доли" смотреть за реальным положением дел. Кроме того, Ролдугин никогда ничего не взял, его не прельщает роскошная жизнь. В нашем кругу его называют князем Мышкиным", – рассказал собеседник.
Другой источник охарактеризовал Ролдугина как "хранителя". Сам о себе Ролдугин сообщал, что стал крестным отцом первой дочери Путина.
За несколько дней до публикации расследования OCCRP юридическая фирма Mossack Fonseca & Co, зарегистрированная в Панаме, разослала своим клиентам письмо, в котором сообщила о взломе своих серверов и утечке переписки о деятельности фирмы. Письмо подписано директором по маркетингу и продажам Карлосом Соузой. Таким образом, фирма подтвердила подлинность документов, оказавшихся в распоряжении журналистов.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр