Активный критик Путина политолог Андрей Пионтковский уверен, что причиной создания личной банды Путина т.н. «нацгвардии» и назначение ее главарем преданного телохранителя Золотова свидетельствует о страхе кремлевского главаря перед возможным дворцовым переворотом.
В интервью изданию Каспаров.Ru политолог указал:
– Назначение Золотова – фундаментальное событие. Его назначение и создание новой силовой структуры свидетельствует об очень серьезном изменении режима. Это событие говорит о том, что взгляд Путина на характер угроз своему пожизненному правлению изменился.
Назначение Золотова – очень сильный вызов той среде, которая породила Путина, его альма-матер – наследнице Комитета государственной безопасности. Не секрет, что после убийства Немцова ФСБ вела достаточно явную борьбу с тем же Путиным за проведение расследования вплоть до допроса Кадырова.
Они совершенно справедливо шли от непосредственных убийц, которые являлись офицерами кадыровских силовых структур, к их начальникам – Делимханову и к самому Кадырову. Путин этому усиленно сопротивлялся. По его настоянию расследование было официально прервано, и окончательным заказчиком и организатором убийства был объявлен некий шофер Мухудинов, да еще Маркин поведал, что тот действовал чуть ли не по заданию Госдепа.
Тогда ФСБ пошла на беспрецедентный шаг: они одновременно слили через два источника – статью в “Новой газете” “Кто убил Немцова” и доклад Яшина – свой донос на Золотова. Именно он, по существу, был назван организатором преступления.
Причем в этих текстах были оперативные данные, которые не доступны ни Яшину, ни Муратову, и могли быть получены ими только от ФСБ.
В частности, информация о том, что Золотов выезжал на Кавказ, где на базе встречался с причастными к преступлению людьми, что он допустил демонстративное убийство на Красной площади, пользуясь своим влиянием в ФСО, и способствовал уничтожению видеоулик.
Такой уровень борьбы спецслужб, да еще и со сливами в публичное пространство, характерен для стадии кризиса авторитарных режимов.
Мне эта ситуация напоминает последние месяцы жизни Сталина и борьбу Берии с личным телохранителем диктатора Власиком и другими генералами спецслужб.
На прямое обвинение Золотова Путин ответил двумя действиями. Во-первых, переназначил Кадырова исполняющим обязанности президента Чечни и пожелал ему благополучного избрания в сентябре, во-вторых, назначил Золотова руководителем новой громадной спецслужбы и переподчинил ему подразделения, которые ранее находились в составе МВД и ФСБ.
Параллельно он ликвидировал два чисто чекистских ведомства – ФСКН и миграционную службу. Они перешли в подчинение министру внутренних дел. Это немыслимое унижение для “чекистских дворян”, как их в свое время назвал Патрушев.
Показательно, что оба хода Путина были юридически оформлены 5 апреля.
Возвышая Золотова, Путин идет на очень серьезный конфликт с ФСБ. При этом он создает свою личную систему охраны – классическую опричнину. Она должна его защищать уже не от интеллигеников, выходящих на Болотную, и не от ожидаемых социальных волнений на Уралвагонзаводе или в моногородах – с ними вполне можно было бы справиться теми же ОМОНами и ОСБОНами, которые находились до этого в структурах МВД и ФСБ.
Нацгвардия нужна для защиты от вооруженных людей – от армии и ФСБ. Количество золотовских бойцов – 400 тысяч. Состав российской армии – около 800 тысяч, но туда же еще входят авиация, военно-морской флот, стратегические силы. А вот сухопутных войск – людей с автоматами – всего около 200 тысяч.
Путин понимает, что кризис вступает в такую стадию, когда возможны попытки вооруженного переворота, и инициировать их могут люди, обладающие оружием и определенной властью.
По сравнению с созданием Нацгвардии возможное назначение Кудрина зампредседателем какого-то экспертного совета – это ничего не значащий жестик, обращенный системным либералам и, может быть, немного Западу, намек, что возможны какие-то экономические реформы. Ну и заранее подоспела информация от “источников из Кремля”, что Кудрин мол пишет какую-то программу.
А что он делал предыдущие 25 лет? Был сonsiglieri – бухгалтером путинской мафии сначала в Санкт-Петербурге, а потом в Кремле, - напомнил Пионтковский.
По мнению эксперта, тот факт, что Путин на прошедшей «прямой линии» пожурил Кадырова и появившееся интервью в «Новой газете» с неким Заикиным можно расценивать как легкий реверанс в сторону обиженных силовиков и обещание разобраться со всеми вопросами «тоньше и умнее».
Политолог уверен, что «чеченская повестка дня» будет обостряться на верхушке власти:
- Именно она вызвала первый серьезный раскол элит на верхушке власти. Все ждали какого-то противостояния между системными либералами и силовиками, но нет там никаких либиралов – ни системных, ни каких-либо других. А вот силовики довольно серьезно раскололись.
…Вся эта проблема не решается, а загоняется вглубь, в результате чего становится только острее. В рамках кадыровски-путинской диархии выхода из этой ситуации нет, уверен Пионтковский.
О том, что драчка на самой верхушке чекистского режима ужесточается свидетельствует тот факт, что через 6 дней после объявленного назначения Золотова Путин был вынужден сделать шаг назад.
Политолог указывает:
…Уже обратили внимание на одно примечательное событие 11 апреля. В этот день специальным указом Путина во изменение его же указа от 5 апреля Золотов был переведен из постоянных членов Совета Безопасности в просто члены СБ.
В свете этой сенсации уже несколько иначе смотрятся и антикадыровское интервью Заикина 10 апреля и заготовленный вопрос Доренко 14 апреля (по поводу Касьянова в прицеле – КЦ).
Пожалуй, речь идет не просто об успокоительных жестах в сторону чекистов, а об их контрнаступлении после путинского 5 апреля. Опускание Золотова в просто члены это их серьезная аппаратная победа. Накануне лета 16-го мы все больше погружаемся в зиму 52-го. Перечитывайте “Евангелие от палача” братьев Вайнеров, - заключает Пионтковский.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр