Комментаторы пишут, что Путин в ярости из-за удара в спину стратегического партнера, на которого Кремль рассчитывал в противостоянии с Западом.
Китай и США подписали договор о военном сотрудничестве.
Кроме того, США получили первый из 8-и заказанных у Китая танкеров-гигантов для транспортировки сжиженного газа в Европу.
На этом фоне Китай требует от Москвы широкомасштабного переселения китайцев на арендованные земли в Забайкалье – с внесением в российское законодательство соответствующих изменений (нового закона о лишении в определённых случаях наших граждан прав на недвижимость на арендованных иностранными государствами территориях им показалось мало) – для удобства этого процесса.
Эксперты пишут в этой связи:
В российских отношениях с Китаем всё предельно ясно. Это “мирная” экспансия – и эту войну, подписав с ним множество крайне специфичных договоров, Россия уже проиграла: пути назад нет – русская экономика просто не выдержит на данном этапе таких неустоек, а помимо этого присутствуют ещё и нюансы, связанные с поставками очень важного для российского нефтепрома китайского оборудования.
В отличие от азиатов, опыта ведения скрытых экономических войн у русских нет. Нет даже понимания того, как оно выглядит. Русский конёк – тупое откровенное или едва завуалированное насилие и шантаж – как, например, с газом в Европе – мол, замерзнут они без России – и умрут. На иные (более элегантные) формы экспансии своего влияния Россия не способна.
Плюс отсутствие понимания кремлевским главарем, решившим, что за счёт игрищ с Китаем выйдет хотя бы временно залатать экономические дыры, появившиеся из-за его – и его подельников – непрофессионализма, жадности, чванства и амбиций, того, что Китай вовсе не друг – и преследует цели получения собственных – исключительных из-за сложившейся в России и вокруг неё политической и экономической ситуаций – выгод.
Комментируя поставки США крупнотоннажных танкеров эксперты указывают, что норвежская Gasco уже более полугода продаёт в Европе газа на 30% больше, чем “Газпром”. А теперь компания Ineos Olefins & Polymers Europe (один из крупнейших европейских производителей нефтехимической продукции) и ее партнер – компания Evergas – поставками этана из Штатов в течении, максимум, двух-трёх лет выбьют Россию с европейского газового рынка.
И крупнейший развивающийся газовый рынок (Индия-Пакистан-Иран) уже грамотно отгорожен Китаем от России – например, региональный газопровод уже не российско-китайский, как планировалось в Москве, а пакистано-китайский.
И Китай не намерен русских туда пускать, для чего у него уже есть как минимум два сильных рычага экономического влияния. Вкупе это откровенный перераздел мирового газового рынка, который продлится – самое большее – до 2020-го года, и далее, по его окончании, рынок обретёт стабильную форму на следующие 20-30 лет.
Для России это грозит катастрофой, потому как российская доля добычи и продажи газа – 32% от мировой (по нефти только 13,5%), поэтому на мировом нефтяном рынке Россия – вполне рядовой игрок, к тому же зависимый заменой обветшавших буровых всё от того же Китая, которому Москва уступила главенство во внутреннем российском нефтесервисном секторе под молчание СМИ.
Русским просто будет или некуда девать ворованный газ. или придётся продавать его Китаю задарма – для его игр на внешних рынках (для внутреннего рынка у него есть собственный – и Китай в зависимость от российского газа не поставишь).
В Украине, как раз по большей части в Донбассе, огромное количество неразработанного сланцевого газа – контракт на разработку которого с Royal Dutch Shell и Chevron на 50 лет был подписан в начале 2013 года. Киев надеялся таким образом освободиться от энергетической зависимости от России – и прорубить себе газовое окно в Европу.
Сейчас концерн подумывает о выходе из совместного проекта с украинской госкомпанией из-за войны в Донбассе, а Chevron уже отказался от разработок из-за военных форс-мажорных рисков. Так что Путин “гибридно” воюем в Украине не за эфемерное политическое влияние, а за газ – то есть, за газовую зависимость от Кремля - Украины и Европы.
Но теперь – даже если Россия и выиграет бой за Украину, то она уже проиграла бой за Европу и Индо-Восточно-Азиатский регион. Попутно проиграв экономический бой с Китаем за землю и промышленное развитие, дипломатический – за отношения, практически, со всем миром, и финансовый – за возможности глобального международного госкредитования, на котором российские госкомпании плотно сидели со времён перестройки.
И всё это при том, что Россия сама создала все окончательные условия для собственного экономического развала одним махом (особенно, если учесть неконвертируемость рубля) – всего лишь лозунгом: “Крым наш!”. Угроза НАТО, о которой рассказывает русская пропаганда, как о предлоге для “крымнашизма” Кремль всего за полгода до Майдана и дальнейших событий с аннексией и войной вообще никак не волновала.
Россия заинтересована в продолжении войны в Донбассе, поскольку её затягивание вынудит Royal Dutch Shell выйти из договора – и тогда Москва сможет сохранить хотя бы украинский газовый рынок.
Плата за это очевидна: тысячи человеческих жизней – и десятки тысяч несчастных родственников убитых в двух странах – при том, что и тех, и других правительства используют втёмную.
Но в этой истории есть ещё кое-что не менее гнусное. Львиная доля в международных спекуляциях российским газом и нефтью приходится на господина Тимченко – теперь уже гражданина Финляндии, а не так давно – члена славного кооператива “Озеро”. Понимаете, кто и почему – ради собственных финансовых интересов – отправил русскую солдатню умирать и убивать в Донбасс?, - заключают комментаторы.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр