Путин может фантазировать относительно своей "мАстерской" стратегии, однако он совершает в Сирии ошибку, которая приведет к крайне неприятным для России последствиям.
Об этом в статье для The Washington post пишет Филипп Гордон, который с 2013 по 2015 год занимал должности специального помощника Обамы и координатора Белого дома по Ближнему Востоку, Северной Африке и Персидскому заливу, а сейчас является научным сотрудником в Совете по международным отношениям.
По его мнению, еще совсем недавно ситуация благоприятствовала Путину. Договоренность с США, достигнутая 12 сентября могла стать крупной геополитической победе Москвы, поскольку решала сразу несколько задач: предотвращала в ближайшей перспективе смену режима Асада в Дамаске, усиливала позиции России на Ближнем Востоке, облегчала совместное с США военно-разведывательное взаимодействие против джихадистов, снижала интенсивность дорогостоящего конфликта и обеспечивала для России существование средиземноморской военной базы.
Однако вместо того, чтобы воспользоваться плодами этого соглашения, Москва вместе с Асада участвует в беспощадной резне в Алеппо, разрушая тем самым хрупкое перемирие. Это чревато серьезными потерями не только для беззащитных сирийцев, но и для самой России, уверен аналитик.
Эксперт считает, что Россия и Асад не могут выиграть в этой войне — даже с проведением массированных бомбардировок. Пятилетняя война привела к тому, что Асад потерял 100 тыс. солдат и наемников убитыми, поэтому режим просто не имеет силы для захвата и удержания территории во всей Сирии.
Даже после массовых убийств и вынужденной эмиграции Сирия остается страной мусульман-суннитов, которые продолжат борьбу с режимом при активном вмешательства со стороны Саудовской Аравии, Турции и Катара, которые поставляют лояльным повстанцам вооружение.
Путин бомбит Алеппо по образцу ударов по Грозному (Джохару) в 1999 году, однако ему бы лучше следовало вспомнить об опыте советских войск в Афганистане, отмечает Гордон, указывая на возрастание т.н. «террористических» угроз внутри самой России со стороны мусульман всего мира, которые возмущены действиями России.
Москва заплатит за Алеппо еще большим ухудшением с Европой и арабским миром. Экономика России и без того уже разрушается из-за низких цен на нефть, западных санкций и дорогостоящих военных интервенций в Украине и Сирии, а теперь к этой проблеме добавляется еще и снижение шансов на отмену европейских санкций, а также на расширение энергетического сотрудничества с Европой и судовцами. Саудовской Аравии и другим странам Персидского залива придется ввести свои собственные экономические санкции в отношении России.
Наконец, Путину теперь придется иметь в виду ответ со стороны Соединенных Штатов (при трусливом Обаме, который страстно желает поскорее уйти на пенсию, это маловероятно – КЦ).
Ни для кого не секрет, что администрация Обамы до последнего не хотела рассматривать прямого применения военной силы США в Сирии, ограничиваясь некоторой помощью в пользу антиасадовской оппозиции (т.н. «проверенных повстанцев» - КЦ). Однако теперь Вашингтону придется рассмотреть возможность наращивания этой помощи, которая приведет к увеличению затрат уже для самой России.
Речь идет, прежде всего, о передаче повстанцам переносных зенитно-ракетных орудий для уничтожения российских и асадовских самолетов (маловероятно, что США позволят саудовцам и туркам сделать это из-за опасения, что ПЗРК попадут в руки «террористов» - КЦ).
Кремлю следовало бы учитывать и позицию следующей американкой администрации, которую, скорее всего, возглавит Хиллари Клинтон, считает Гордон.
Как известно, она выступает за введение бесполетной зоны над сирийской территорией и надежную поддержку («проверенной» - КЦ) сирийской оппозиции, выражая скептицизм относительно намерений России в Сирии и намереваясь подтвердить американское лидерство на Ближнем Востоке.
Американские дипломаты еще окончательно не отказались от переговоров с России, и соглашение о перемирии официально не отозвано, поэтому у Путина него еще есть время для того, чтобы сделать правильный выбор, заключает эксперт.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр