Свой первый визит за рубеж Трамп совершит в Саудовскую Аравию. Как сообщают западные и арабские СМИ визит будет сопровождаться подписанием целого ряда контрактов на поставку королевству вооружения на десятки миллиардов долларов, передают.
В частности, Lockheed Martin готовит миллиардную сделку по продаже саудовцам системы ПРО THAAD. Противоракетный комплекс такого типа размещен недавно в Южной Корее.
Помимо этого, ведутся переговоры о продаже Саудовской Аравии спутниковых систем слежения, программного обеспечения для систем управления и связи армейских подразделений, а также новейших боеприпасов и бомб различного типа, включая противобункерные.
Параллельно активизировались переговоры по контракту на поставку четырех боевых кораблей на общую сумму около 11,5 млрд долларов. Диалог на эту тему между Эр-Риядом и Вашингтоном начался еще 2 года назад, однако до заключения контракта дела так и не дошло.
Отметим, что любая масштабная сделка по продаже оружия США другим странам подлежит контролю со стороны конгресса. Конгрессмены при вынесении решения руководствуются правовой установкой, согласно которой при любой сделке между США и ближневосточным государством за «Израилем» должно сохраняться качественное военное превосходство над своими соседями.
В октябре 2014 года американский ВПК поставил Саудовской Аравии 202 ЗРК «Патриот» (Patriot), несколько пусковых установок и другой военной техники на сумму 1,75 млрд долларов.
Ранее Трамп заявил, что во время визита в Эр-Рияд он намерен начать создание «нового фундамента борьбы с терроризмом». Между тем для саудитов вооружение нужно прежде всего из-за нарастающей угрозы со стороны шиитского Ирана.
Накануне масштабного военного контракта с американцами Саудовская Аравия и Иран обменялись резкими заявлениями, пригрозив друг другу войной и тотальным уничтожением.
Кроме того, как отмечают комментаторы, взаимные угрозы прозвучали за три недели до переговоров ОПЕК в Вене, где Эр-Рияду и Тегерану предстоит договориться о дальнейшей судьбе сделки по сокращению добычи нефти на 1,8 млн баррелей в день.
Напомним, что саудовский принц Мухаммед бин Сальман, занимающий пост министра обороны и де-факто руководящий нефтяной политикой королевства, в интервью национальному телевидению в начале прошлой недели обвинил Иран в намерении силой добиваться господства в мусульманском мире.
«Мы не будем ждать, пока война придет на территорию Саудовской Аравии. Мы сделаем так, чтобы битва состоялась в Иране», – заявил бин Сальман.
В ответ глава минобороны Ирана Хоссейн Дехган заявил, что Тегеран может стереть с лица земли всю Саудовскую Аравию, за исключением двух мусульманских святынь.
«Они думают, что они на что-то способны, потому что имеют авиацию», – сказал Дехган, имея в виду авиаудары саудовской коалиции по хуситам в Йемене, которых поддерживает Иран.
«Если саудовцы сделают что-то глупое, мы не пожалеем ни метра саудовской земли, кроме Мекки и Медины», – пригрозил Дехган.
Комментаторы указывают, что саудовско-иранское противостояние, если оно вспыхнет с новой силой, может стать новой угрозой для нефтяной сделки ОПЕК – конфликт Тегерана и Эр-Рияда не позволил заключить соглашение с первой попытки, в мае 2016 года.
Тогда от Ирана требовали сократить добычу вместе со всеми. Спустя полгода, в декабре, условия смягчились: Тегеран, в отличие от большинства членов ОПЕК, получил возможность лишь заморозить производство на уровне 3,797 млн баррелей в сутки.
За 4 месяца Иран лишь однажды нарушил квоту – в феврале. Всего же страны ОПЕК убрали с рынка 1,1 млн баррелей ежедневной добычи. Россия сократила производство на 300 тысяч баррелей в сутки к 1 мая.
У саудитов есть поводы для недовольства: они сокращают добычу больше всех в ОПЕК (на 496 млн баррелей в сутки) и фактически уступают долю рынка Ирану и Ираку: первый не сокращал добычу, второй – ни разу не выполнил условия сделки полностью.
Соглашение будет продлено «...на вторую половину года, и, возможно, после», - заявил в понедельник в Куала-Лумпуре министр энергетики Саудовской Аравии Халед аль-Фалих.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр