После химатаки в британском Солсбери на экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля Госдепартамент США задумался о том, чтобы официально объявить Россию спонсором терроризма. Об этом сообщает сайт ProPublica.
Но Трамп отказался и вместо этого администрация президента США решила продолжить проводить политику по отношению к России как к «партнеру в борьбе с терроризмом».
Как известно, британские власти сразу после инцидента в Солсбери объявили, что Скрипаля и его дочь Юлию отравили боевым нервно-паралитическим веществом «Новичок».
Вскоре после покушения 4 марта на Скрипалей занимавший тогда пост американского госсекретаря Рекс Тиллерсон распорядился, чтобы его подчиненные подготовили заявление с обвинением России в спонсорстве терроризма в соответствии с законодательством США.
Специалисты начали собирать материалы, однако буквально через два дня глава внешнеполитического ведомства направил новые инструкции с указанием отказаться от инициативы, говорится в статье со ссылкой на неназванных сотрудников Госдепа.
По словам источников, в администрации решили, что так как существует «много нерешенных проблем, с которыми Вашингтон должен работать вместе с Россией, подобное заявление помешает этой деятельности».
По словам официальных лиц, нежелание Белого дома навешивать подобные ярлыки на Москву якобы не свидетельствует о симпатии Трампа к Путину. В окружении Трампа витиевато и запутанно объяснили, что такой подход «отразил осознание Вашингтоном двойственности и противоречивости проводимой Россией политики по вопросам борьбы с терроризмом».
Даже после того, как в Вашингтоне стали выражать беспокойство по поводу растущих угроз безопасности со стороны России, США продолжают искать пути сотрудничества с Москвой в т.н. «борьбе с терроризмом» (т.е. войны с Исламом – КЦ), отмечается в статье.
По словам источников издания, речь идет об одной из немногих областей (т.е. войне с Исламом – КЦ), где сотрудничество остается возможным в период резкого обострения отношений между двумя странами.
Как считает бывший директор управления планирования политики Госдепартамента Дэвид Маккин, терроризм - это область, в которой США должны пытаться найти общий язык с Россией, которая «может либо играть отрицательную роль, либо не играть отрицательную роль, либо иногда играть положительную роль».
Тем не менее, отношение к проблеме в Вашингтоне начало меняться с ростом угроз, исходящих от России. По мере роста доказательств участия Россия в «подрывных действиях» в Соединенных Штатах типа вмешательства в выборы, в США, Европе и других странах американские власти все чаще поднимают новые вопросы о полезности и эффективности усилий по налаживанию сотрудничества в области «борьбы с терроризмом».
США после отравления Скрипаля выразили солидарность с Британией в оценке вины России в химатаке и вслед за Лондоном и многими странами Европы выдворили несколько десятков российских дипломатов с территории страны.
Кроме того, Минифин США в начале апреля опубликовал новый санкционный список российских чиновников, бизнесменов и компаний, распространив его на 38 физических и юридических лиц. В комментарии отмечалось, что введение санкций связано с событиями на Украине и в Сирии.
Однако, говорится в статье в ProPublica, официальное объявление России спонсором терроризма было бы шагом, который мог иметь серьезные последствия. В настоящее время в такой список Госдепартамента входят Северная Корея, Иран, Сирия и Судан. По закону США, государство получает такое наименование, если неоднократно поддерживало «акты международного терроризма».
Тиллерсон был уволен буквально через несколько дней после того, как он сначала заказал приготовить заявление, а затем отменил указание. Его преемник Майк Помпео публично не комментировал возможность применения подобного термина по отношению к России.
По закону США внесение в список «спонсоров терроризма» приводит к разного рода санкциям, а также ограничивает торговые и дипломатические контакты со странами, ведущими бизнес с государствами, против которых выдвинуты обвинения. Ранее американские власти применяли этот инструмент воздействия против стран, в которых они имеют ограниченные интересы. В то же время Вашингтон предпочитает действовать более сдержанно в отношении России, указывает автор статьи.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр