Почти через 10 лет после российского вторжения в Грузию в 2008 году ясно, что НАТО все еще нужно учиться у своих европейских партнеров, которые имеют продолжительную историю борьбы с российской агрессией во всех ее формах, пишет бывшая советник президента Грузии (2009-2013) и премьер-министра Молдавии (2014-2015) Молли К. Маккью в статье для Politico.
Первым из таких партнеров является Эстония, которая, в отличие от Грузии, является полным членом НАТО.
Эстония, все население которой ненамного превышает численность российской регулярной армии и которая мало чем располагает в плане военно-воздушных сил и вооружений, может и готова сопротивляться российскому нападению.
У Эстонии есть ресурсы, которые столь же востребованы в альянсе, как и противотанковые ракеты TOW и танки, - воля и мобилизованное население.
В стране с населением всего в 1,3 млн человек 60 тыс. прошли военную подготовку и служат в армии или в резерве. Важность этого человеческого фактора нельзя игнорировать: эстонцы все еще живо помнят цену оккупации, и эта перспектива обостряет стратегическое планирование неожиданным образом.
В разговоре с Молли К. Маккью командующий силами специального назначения эстонских Сил обороны полковник Рихо Юхтеги, обсуждая российскую угрозу и новое сдерживание, заявил, что в Эстонии все готовы к современному асимметричному ведению войны.
«У всех нас были дедушка или бабушка, которые помнили о временах независимости, - говорит Юхтеги, - и они заполняли наши головы рассказами об этом». Не считая военных потерь, более 10% населения Эстонии было депортировано в период до смерти Сталина в 1953 году, говорится в статье.
«Они могут добраться до Таллина за два дня. Но всю Эстонию они за два дня не получат. Они могут дойти до Таллина, но мы перережем им линии коммуникации и снабжения и все остальное. Они дойдут до Таллина за два дня, но они умрут в Таллине. И они знают это... В них будут стрелять из-за каждого угла, на каждом шагу», - пообещал полковник Юхтеги российским солдатам, если они попытаются войти в Эстонию.
«Вы знаете, почему русские не взяли Тбилиси в 2008 году? - говорит Юхтеги. - Они были уже на дороге, примерно в 50 километрах, и ничто бы их не остановило. Но грузины безумны, и будут сражаться. Идея этой асимметричной борьбы без возможности победить в Тбилиси была не столь привлекательной для русских».
Оборонная доктрина Эстонии предполагает тотальное сопротивление в случае нападения. При любом вторжении силы обороны должны «оказывать активное сопротивление агрессору», без необходимости дополнительных распоряжений, пока им не скажет остановиться избранный президент, пишет Politico.
«Я не знаю, что было бы, если бы русские действительно начали войну. Просто каждый эстонец будет сражаться», - пообещал Юхтеги.
Накануне саммита НАТО Эстония огласила свои ожидания от этого мероприятия - увеличение численности войск союзников и повышение оперативности доставки дополнительных войск альянса.
«Эстония ожидает, что на саммите будут приняты решения об увеличении войск высокой готовности и развитии способности НАТО быстро перемещать дополнительные войска как в Европе, так и через Атлантический океан», - заявил премьер-министр Эстонии Юри Ратас в среду перед вылетом на саммит альянса.
По его мнению, «эти решения помогут НАТО и союзным государствам быстрее действовать в кризисных ситуациях, обеспечивая необходимую поддержку уже находящимся в регионе войскам».
В рамках саммита министр иностранных дел Эстонии Юри Луйк подпишет соглашение о создании с Данией, Латвией и Эстонией многонациональной Северной дивизии НАТО и рамочное соглашение о закупке сухопутных боеприпасов точного наведения.
В состав делегации Эстонии входят, кроме премьер-министра и министра обороны, министр иностранных дел Свен Миксер и командующий Силами обороны генерал Рихо Террас.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр