После нападения в Чечне на муртадов вооруженных ножами подростков, Кадыров обвинил правозащитников в том, что они «всякий раз поднимают вой» и «мешают наводить в Чечне порядок и проводить профилактическую работу». Он приравнял правозащитников к террористам и потребовал запретить им приезжать в Чечню.
Кадыров обрушился с нападками на правозащитников на фоне массовый волны обвинений в адрес главаря муртадов в Чечне и его банд, которые убили безоружных чеченских детей, вместо того, чтобы взять их живыми.
Сам Кадыров обвинил в атаках на членов своей банды спецслужбы Запада. Он заявил, что команда атаковать поступила по социальным сетям именно оттуда.
По ходу своих нападок на правозащитников он вспомнил о Оюбе Титиеве, которого защищают правозащитники и приезжают на т.н. «судебные заседания», Он назвал их «шантрапой», которые «продали все западным спецслужбам и устраивают провокации в суде». «Для меня они как террористы, экстремисты», - заявил Кадыров и добавил, что «вводит против них санкции после окончания суда над Титевым».
«Официально заявляю правозащитникам: после окончания суда Чечня станет для них запретной территорией, так же как и для террористов, экстремистов», - сказал он. Кадыров также обвинил правозащитников в том, что они «мешают мирно жить» чеченскому народу, и в том, что сам он оказался в санкционных списках ЕС и США.
«Новая газета» откликнулась на гневные речи Кадырова требованием «зеркальных санкций и симметричного ответа». Журналисты написали, что их тоже можно считать правозащитниками, и попросили мэра Москвы Сергея Собянина запретить Кадырову и его окружению въезд в Москву.
«Нам в нашем регионе точно будет спокойней без его свиты, "порше-кайенов" и прочих кортежей с номерами 95-го, между прочим, глубоко дотационного региона», - говорится в обращении газеты.
Редакция также напомнила, что кадыровские менты нередко становятся участниками криминальных разборок со стрельбой и финансовых наездов на московских бизнесменов. «Ну и киллеров с корочками чеченских силовиков с нас, москвичей, более чем достаточно», - заключили авторы письма.
После взаимных наездов в окружении Кадырова поспешили дезавуировать угрозы своего главаря в адрес правозащитников. Его прессек Керимов заявил, что Кадыров якобы говорил «о тех людях, которые прикрываются маской правозащитников». «Он никогда не говорил ничего предосудительного в адрес настоящих правозащитников, которые действительно занимаются правозащитной деятельностью», - объявил кадыровский прессек.
Прокомментировал публичный скандал и прессек Путина Песков, который «выразил убеждение», что высказывания Кадырова «не могут распространяться на всех правозащитников страны», а также предположил, что слова «вырваны из контекста».
Тем временем среди правозащитников угрозы Кадырова приняты вполне серьезно. Они вспомнили о судьбе убитой кадыровцами Эстемировой. Председатель Комитета против пыток Игорь Каляпин заявил «Кавказскому узлу», что после угроз Кадырова с правозащитниками и журналистами может произойти все что угодно.
Такое же мнение выразила и глава комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. «После его заявления может последовать все что угодно. Есть много людей, которые готовы определенным образом интерпретировать этот сигнал Кадырова», - сказала она, напомнив, что правозащитница Наталья Эстемирова была убита именно после угрожающих заявлений Кадырова.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр